По большому счёту, я – мизантроп, и не раз за этим занятием был уличён и примерно пристыжен.
*
Но быть не-мизантропом (не быть мизантропом) вообще говоря, довольно сложно. Когда ты видишь, как некая дева во дворе твоего дома бросает пакет с вонючим мусором, не дойдя пяти метров до мусорного бака, а на твои увещевания задорно отвечает, что (…) (не важно), волей-неволей задумаешься, что же это за существо такое, человек.
*
Другое дело, что само слово «мизантроп» никак не отражает моего отношения к человеку. Напомню, греческое μίσος — «ненависть» и άνθρωπος — «человек». Так вот, ни о какой ненависти и говорить не приходится. А говорить стоит именно о непонимании, невозможности принять тот ход действий, поступков, интенций, присущих подавляющему числу людей.
*
Нет, конечно, есть немалое число людей, которые ведут себя откровенно асоциально, - в качестве протеста за своё трудное детство и иное прочее. Их-то, с грехом пополам, я понять могу. Ночь – день, горячо – холодно, чук - гек, олгой - хорхой… А вот образ мысли девы, не донесшую свою вонючую поноску до бака, осмыслить не в состоянии, хоть и стараюсь, как могу.
*
Я и сам полон всяческих недостатков и пороков, не поддающихся логическому осмыслению. Скажем, склонность к питию горячительных напитков. Но в деве лет восемнадцати, совершавшей поход к мусорным бакам, я не заподозрил и тени застарелого алкоголизма, напротив, она была бодра и даже, я сказал бы, оптимистично настроена по отношению к своей будущности!..
*
Вот тут-то, собственно, и загвоздка. От непонимания есть два пути развития чувствсвс: к безразличию и к состраданию. Безразличие – это цинизм. Как-то нехорошо. Не хочется цинику Гвардею Цытыле становиться ещё большим циником. Est modus in rebus.
*
Но вот сострадание, - мать честная, его-то к какому месту прицепить? В чём можно сострадать этой самой сто раз упомянутой дефке? Она в этом нуждается? По всему видно, что нет. И если я возопию вдруг «Господи, прости их, ибо не ведают, что творят!» - по всей видимости, чуть погодя именно я буду нуждаться в искреннем сострадании.
*
Так что моя мизантропия так и топчется на месте, никак не решаясь превратиться во что-то иное, какое-то другое качество, которое чуть уменьшило бы об’ём желчи в моём организме. Обидно, э?..