gvardei (gvardei) wrote,
gvardei
gvardei

Categories:

ХЁЙЗИНГА: ПУЭРИЛИЗМ

хейзинга

Слово, несколько странно звучащее в русском контексте, поэтому и не столь на слуху. Происходит от лат. "puerilis" - детский, потому условным синонимом может считаться "инфантилизм". Пуэрилизм - это и медицинский термин, реактивный истерический психоз, когда пациент выступает с высказываниями и поступками, похожими на детские. Что же до трактовки Хёйзинги, она несколько более сложная:

"Пуерилизм - так мы назовем позицию общества, чье поведение не отвечает уровню разумности и зрелости, которых оно достигло в силу своей способности судить о вещах; которое вместо того, чтобы готовить подростка к вступлению во взрослую жизнь, свое собственное поведение приноравливает к отроческому. Термин "пуерилизм" не имеет никакого отношения к понятию инфантилизма из области психоанализа. Он основан на наблюдении и констатации видимых невооруженному глазу культурно-исторических и социологических фактов. Мы не будем связывать с ним никаких психологических гипотез.

Примеры современных обычаев, которые можно не задумываясь квалифицировать как пуерилизм, встречаются на каждом шагу. "Нормандия" отправляется в свой первый рейс и возвращается после триумфального плавания в родную гавань с пресловутой голубой лентой. Благородное состязание наций, чудесное достижение техники! Кораблестроители, судоходные компании, специалисты по транспортным сообщениям все в один голос заявляют, что в пользу эксплуатации гигантских судов нет ни одного практического довода. Зимой "Нормандия" плавать не может: это не оправдывает затрат. Таким образом, приходится возвращаться назад, к практике судоходства в эпоху Раннего Средневековья, когда навигация проводилась только в летнее полугодие. Тошнотворная роскошь, какой бы изысканной она ни была, истинно морской душе кажется насмешкой, и в прежние времена ее сочли бы вызовом небу. А пассажиры терпеливо дрожат от страха все четыре дня пути. Никто из тех, кто мало-мальски разбирается в современной культуре, не захочет и не сможет игнорировать впечатляющую, даже возвышающую силу этого сделанного напоказ чуда техники. В его колоссальных масштабах красота присутствует по праву, как в пирамидах. Красота присутствует и в утонченной внутренней целесообразности. Но сотворивший эту красоту дух не был ни духом величия, ни духом увековечения. Все, чего достиг здесь человек в заранее рассчитанном подчинении природы, принесено в жертву пустой, тщеславной игре, не только не имеющей ничего общего с культурой или мудростью, но и лишенной высоких ценностей самой игры, поскольку она не хочет слыть игрой".

(Напомню, что речь идёт о 30-х годах 20 века.)

"Самым существенным признаком всякой настоящей игры, будь то культ, представление, состязание, празднество, является то, что она к определенному моменту кончается. Зрители идут домой, исполнители снимают маски, представление кончилось. И здесь выявляется зло нашего времени: игра теперь во многих случаях никогда не кончается, а потому она не есть настоящая игра. Произошла контаминация игры и серьезного, которая может иметь далеко идущие последствия. Обе сферы совместились. В действиях, выдающих себя за серьезное, скрывается игровой элемент. Общепризнанная же игра, напротив, из-за своей чрезмерной технической организации и потому, что ее слишком серьезно воспринимают, больше не в состоянии удержать свой неподдельно игровой характер. Она теряет необходимые качества обособленности, непринужденности и радостного оживления".

"Далее, кажется странным и вызывает тревогу, что рост подобного умонастроения подталкивается не только спадом потребности в личном суждении из-за нивелирующей роли групповой организации, которая навязывает готовые мнения, исключающие необходимое сосредоточение собственного мышления, но и благодаря тому, что поразительное развитие техники стимулирует это состояние духа и дает ему богатую пищу. Человек стоит посреди своего полного чудес мира как ребенок, даже как ребенок в сказке. Он может летать на самолете, разговаривать с другим полушарием Земли, получить лакомство из автомата, услышать по радио любую часть света. Он нажимает кнопку, и жизнь врывается к нему в дом. Может ли такая жизнь сделать его духовно зрелым? Совсем напротив. Весь мир стал для него игрушкой. Нет ничего удивительного в том, что он держится, как ребенок".

И если в 1935 году можно было вполне серьёзно говорить "Он нажимает кнопку, и жизнь врывается к нему в дом", то что же сказать о современности? Домашние компьютеры, которые контролируют жизнь дома-семьи, уменьшают-увеличивают температуру, влажность, включают и выключают домашнюю технику, блокируют и открывают двери, оповещают о чём угодно, будят, усыпляют? Человек, живущий в таких условиях, - право, может ли почувствовать себя действительно взрослым и ответственным?

Кто-то скажет: но ведь устанавливает и программирует эту штуковину человек, значит, он хозяин положения! - Да ничуть не бывало. Тыканье в кнопки, установка основных режимов работы, - это-то и есть детскость, вот это знаменитое: ах, нынешние дети разбираются в компьютерах гораздо лучше взрослых! Они хорошо разбираются в ИСПРАВНЫХ компьютерах, а вот любая неисправность ставит их точно в такой же тупик, как и любого взрослого. То есть вся эта детская компьютерная виртуозность и есть продолжение игры, не более того. Как если бы крестьянин только лишь категорически требовал от своей коровы молока, но не умел бы ни лечить её, ни принимать роды, и кормил бы, в конце концов, чем Бог пошлёт, хреном с беленой.

Стоит обратить внимание и на пример Хёйзинги, касающийся трансатлантического лайнера "Нормандия", несчастного творения нашего соотечественника Владимира Юркевича (в 1942 году "Нормандия" бестолково сгорела на одном из пирсов Нью-Йорка, да ещё и перевернулась).

Что там какая-то "Нормандия"по сравнению с днём сегодняшним! Примеров можно приводить сколь угодно много, я возьму что-нибудь поскромней. Скажем, бюджет синема "Mission: Impossible - Ghost Protocol" - 145 миллионов долларов. Конечно, затраты окупились чуть ли не в 7 раз, но стоит задуматься, - во что были вложены эти ломовые деньги, годовой бюджет иного областного центра РФ? В какие-то движущиеся картинки, которые посмотрели и разом забыли несколько десятков миллионов человек, в основном, конечно, отроки и недоросли?

Или вот проевшая плешь Зимняя Олимпиада-2014 (я думаю, как и любая другая, просто мне проела плешь эта). По большому счёту, она потеряла всякий действительно спортивный смысл изначально, нынче это - всего лишь ярмарка всевозможных тщеславий, дорогущее шоу, где две основополагающие ценности - деньги и политика, вещи крайне зыбкие и несерьёзные. Нет, спорт там тоже будет присутствовать, но контаминация его с иными составляющими будет столь основательна, что в результате останется лишь какое-то диковатое зрелище уровня "смешались в кучу кони, люди".

И уж, конечно, апофеозом пуэрилизма нашего времени является всемирная сеть, где смешение серьёзного и игрового достигло невиданного уровня. Сеть воспитала уже, как минимум два поколения людей, которые просто не в состоянии воспринимать жизнь иначе, как только на уровне усреднённого стёба. От них за версту несёт дезодорантом «Teen Spirit» компании "Mennen", - с другой стороны, вряд ли в том их вина. Тот, кто пришёл в те же социальные сети, имея что-то за душой, худо-бедно балансирует между дурашливостью и серьёзностью, и довольно часто сохраняет своё лицо. А коли с младых ногтей лазить по этим джунглям, - исход тому мне видится очевидным.

Самое удивительное, что между временем написания Хёйзингой цитируемой книжки и нашим временем человечество пережило Вторую Мировую войну, которая, казалось бы, должна была расставить все точки над "i". В 50-е годы так казалось, к концу 60-х эта иллюзия исчерпала себя, начиная же с 70-80-х европейская цивилизация уверенно катится под уклон уже неостановимого пуэрилизма, - так что, только катастрофа, подобная Мировой войне, в состоянии изменить ситуацию?
Tags: Моралите
Subscribe

  • НЕРАСТВОРИМОСТЬ

    Интервью Андрея Тарковского швейцарской журналистке Ирине Геерк. Долго искал источник, дошёл до книги Николая Болдырева «Жертвоприношение Андрея…

  • УСТА МЛАДЕНЦА

    "Лёвушку - ему было четыре года - кто-то, кажется Мандельштам, научил идиотской фразе: “Мой папа поэт, а моя мама истеричка!". И Лёвушка однажды,…

  • ВОКРУГ ОДНОЙ ЦИТАТЫ

    At 50, everyone has the face he deserves. (В 50 каждый имеет то лицо, какое заслуживает) (George Orwell, последняя запись в дневнике 17 апреля…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments