gvardei (gvardei) wrote,
gvardei
gvardei

ЙОХАН ХЁЙЗИНГА

johan-huizinga

Добрался до небольшой по об'ёму книжки Хёйзинги "В тени завтрашнего дня. Диагноз духовного недуга нашей эпохи". Первое издание вышло в 1935 году, затем книжка неоднократно переиздавалась.

После "Осени средневековья", которую я прочитал ещё в юности, пришлось снова согласиться с гениальностью этого нидерландца. Напомню, Johan Huizinga (1872—1945) - великий нидерландский философ, историк, культуролог и так далее. Наиболее известен, пожалуй, своей книгой "Homo Ludens" ("Человек играющий"). Что же до упомянутой книги, содержание её полностью описано названием. Более того, за 4 года до начала Второй Мировой войны Хёйзинга диагностирует не то, что состояние европейской культуры на тот период времени, - куда там, читая книгу, то и дело ловишь себя на мысли, что читаешь публицистику начала 21 века, и только некоторые анахронизмы, вроде "синематографа", возвращают в эпоху написания книги.

Вот, скажем, большая цитата из главы 7 "Всеобщее ослабление способности суждения":

"В обществе с обязательным народным образованием, всеобщей и немедленной гласностью событий повседневной жизни и широко проведенным разделением труда средний индивидуум все реже и реже оказывается в условиях, где от него требуются собственное мышление и самопроявление. Это обстоятельство принимает порой даже видимость парадокса. Во всяком случае люди обыкновенно думают, что в культурной среде с меньшей интеллектуальной интенсивностью и с менее широким распространением знаний мышление отдельного человека не так свободно, как в высоко развитой среде, будучи ограничено и определено узким кругом личного общения. Подобному более примитивному мышлению приписывают черты типичности, сходства по необходимости. Этому, однако, противоречит тот факт, что подобное мышление, всецело ориентированное на собственную сферу обитания, с ограниченными средствами и в более узких рамках, достигает известной самостоятельности, которая утрачивается затем на более организованных стадиях истории. В старые времена крестьянин, шкипер или ремесленник находил в целостности своего знания духовную схему, которой он поверял жизнь и мироздание. Он сознавал свою некомпетентность и не брался судить о том, что выходит за черту его кругозора (если только этот человек был не из породы болтунов, которых во всякие времена предостаточно). Там, где его суждение было недостаточным, он уважал авторитет. Именно благодаря своей ограниченности он бывал мудрым. И та же самая ограниченность его средств выражения, сдабриваемая изречениями из Священного писания и народными поговорками и пословицами, придавала ему стиль и подчас делала красноречивым.

Современная организация распространения знаний, однако, слишком явно ведет к утрате благотворного влияния такого рода духовных ограничений. Средний житель в странах Запада сегодня информирован обо всем понемногу. Рядом с завтраком на столе у него лежит утренняя газета, и достаточно протянуть руку, чтобы включить радиоприемник. Вечером его ждет синематограф, карточная игра или компания, и это после того, как он целый день, провел в конторе или на заводе, ничему существенному его не научивших. С незначительными различиями этот образ может служить усредненной картиной жизни всякого человека от рабочего до директора. Только жадное стремление к собственной культуре неважно, в какой области он станет ее добиваться, с какой предварительной осведомленностью и какими доступными средствами, -- может поднять его над этим уровнем. Хочу подчеркнуть, что речь здесь идет только о личной культуре в узком смысле слова, то есть об известном достоянии красоты и мудрости, необходимых человеку в жизни. Не исключена возможность, что этот человек с малым запасом тем не менее оказывается способен повышать достоинство своей повседневной жизни благодаря иным видам деятельности, нежели культурная в узком смысле слова, например в области религии, социального обеспечения, политики либо спорта.

Однако и там, где его воодушевляет искреннее стремление к знанию или красоте, из-за назойливого действующего аппарата культуры ему грозит реальная опасность приобрести свои понятия и суждения извне, в абсолютно готовом виде. Такое пестрое и в то же время поверхностное знание, такой духовный горизонт, слишком широкий для глаз, не вооруженных критической оптикой, должны неминуемо привести к упадку способности суждения".
Tags: Культурка-мультурка
Subscribe

  • ПРИКЛЮЧЕНИЯ ЗОМБИКА (8)

    Стоит признать, что чем больше голосов появлялось в голове у Зомбика, тем умнее и самостоятельнее он выглядел. Голоса наладили там свой порядок:…

  • ПРИКЛЮЧЕНИЯ ЗОМБИКА (7)

    Зомбик стоял в углу. Это два голоса общим голосованием наказали его за то, что он не слушается их наставлений. Получасом раньше первый голос…

  • ПРИКЛЮЧЕНИЯ ЗОМБИКА (6)

    Появление второго голоса в голове у Зомбика создало много неприятностей. Например, первый голос требовал от него сделать шаг правой ногой, а…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments