
Любили в былые времена в качестве тем для своих картинок и стишков использовать всевозможные античные сюжеты. Вот и француз Jean Hugues Taraval (1729-1785) не долго, должно быть, думал, и написал вот это эпическое полотно, изображающее финальную фазу мифа о Тантале.
*
Итак, Тантал, лучший друг Зевса и всей честной олимпийской компании, пригласил весь пантеон на пир. По не совсем ясным причинам он отдаёт распоряжение умертвить своего сына Пелопа, приготовить и подать его мясо в качестве угощения. Одни говорят – еды не хватило. Другие – подлец Тантал хотел проверить, так ли боги всеведущи, как об этом толкуют?
*
Боги оказались всеведущи, и тут же вывели Тантала на чистую воду. На картине Гермес как раз этапирует этого вора, клятвопреступника и живодёра в положенный тому Тартар. Одна лишь Деметра, скучая по своей дочурке Персефоне, по рассеянности слопала плечо бедного Пелопа.
*
Ну, а далее ещё интереснее. По велению Зевса всё то, что осталось от сына Тантала, погрузили в котёл, где его уже сварили, и начали варить заново. В нужное время Зевс произносит над котлом заклинание и, надо же, - оттуда выскакивает младой красавчик без плеча, скушанного Деметрой. Зевс приделывает ему лопатку из слоновой кости, попутно восхищаясь красотой и статью Пелопа. Эта самая лопатка потом будет переходить по наследству его потомкам, - ну, как, скажем, у мужчины, ходящего на костылях, и дети рождались бы в комплекте с костылями.
*
На картине Пелоп изображён каким-то карапузом неопределённых дней-недель от роду. Это не совсем соответствует содержанию мифа; дело в том, что Зевс, лёгок на под’ём, ухватил юношу и улетел вместе с ним на колеснице на Олимп, где накормил и напоил того нектаром и амврозией, отчего тот автоматически стал бессмертным… Короче говоря, не раз такое с Зевсом бывало, позже эта история повторится с Ганимедом, - любил Кронид отроков.
*
Что же до Тантала, - с ним всё ясно. До сей поры пребывает в древнегреческом аду, никак не может насытиться и напиться. Сверху ещё какая-то каменюга нависает и каждый миг может свалиться и задавить сего премерзкого гада. Так ему и надо.
*
Обычно, по прочтении подобного рода мифов, думаешь по накатанной: ага, ни черта не понятно, значит, миф скрывает что-то, что современному человеку знать не надобно. Во-вторых, что-то забылось, что-то понимается неправильно, превратно, потому и кажется, что миф этот, - плод больного воображения какого-то маньяка-каннибала-педофила. А на самом-то деле там такие скрытые перлы и яхонты содержатся, - огого!
*
А может быть, всё как-то попроще? Скажем, через тысячу лет наши потомки откопают где-нибудь в толщах горных пород роман Берроуза «Naked Lunch», прочитают его и выстроят картину нашей реальности согласно описанному в романе. Для тех, кто когда-то в 90-х попытался дочитать «Голый завтрак» до конца, ясно: наши потомки будут иметь очень странное представление о нашей эпохе. Очень странное.