
В одночасье уволившись из школы, в которой проработал четверть века, я несколько удивлён тем обстоятельством, что ровно никаких эмоций по этому поводу не испытую. Никакой тебе грусти расставания, никаких тебе заунывных «пройдись по тихим школьным этажам, здесь пройдено и понято немало». Какая-то несколько пугающая жестоковыйность, - блин, 25 лет отдолбил, провёл уж никак не менее 25.000 уроков, - а вот хоть бы что в душе шевельнулось… Напротив, есть блаженное ощущение освобождения от чего-то такого… непонятного… и неприятного.
*
Раздумывая над всем этим, я прихожу к выводу, что, помимо каких-то личных причин моего ухода из школы, которые, конечно, имеют место быть, есть и нечто общее, фундаментальное, мировоззренческое, так сказать. Речь идёт вот о чём: то заведение, в котором я дорабатывал последние годы, - это не «моя» школа, и дети, которым я так ли, сяк ли преподавал историю и обществознание, - не «мои». Наступили «новые времена», пришли «новые люди», - и вроде бы следует соответствовать оным, - но вот только от слабых попыток прогибания меня охватывала такая экзистенциальная тошнота, что, казалось порой, она перерастёт в физиологическую.
*
Меня не раз охватывало странное чувство, - что мир людей, окружавших меня в той же школе, стремится из трёхмерного превратиться в двумерный, - плоский , упрощённый, ненастоящий. И эта фальшь медленно, но верно просачивалась везде и всюду, касаясь в первую очередь самых «продвинутых» , «социализированных» и взрослых, и детей. Недаром я до сей поры с немалым уважением отношусь к «проблемным» детям - ну, хулиганистые, ну, хамы, но в них не пропала самая обыкновенная человеческая искренность, - блин, они похожи на живых людей! Что же до «успешных», - мне они напоминают каких-то невнятных симулякров, тупо исполняющих программу «успешности», которая сама по себе противоречит идее человечности.
*
Новые педагогические «кадры», - право, большинство из них не имеют к школе никакого отношения; недаром нынешняя директриса с какой-то диковатой гордостью позиционирует себя, как «менеджер в области образования». И одно только слово твердит: инновация-инновация-инновация. Я до смерти своей так, должно быть, и не пойму, что это слово применительно к педагогике означает. Хотя, впрочем, педагогики в школе и вовсе не станет. Коли менеджеры взяли власть в свои руки, - знать, школа превратилась в предприятие, имеющее формальную цель выдачи на-гора «успешных граждан» и реальную цель, - зарабатывать на родителях этих самых «победителей». К подобным заведениям я не желаю иметь никакого отношения.
*
Потому что формализация образования набирает обороты, год от года становится всё более зримой фикцией. Что дети! Помнится, с год назад приказано мне было на педсовете речь держать про мои педагогические « инновации», - ну, вышел, ну, произнёс десятиминутный спич про воспитание исторического мышления у старших школьников. Так мне, блин, выдали за него какой-то сертификат с вензелями, а потом на полном серьёзе директриса уговаривала меня участвовать в конкурсе «Учитель года». То есть заурядное выступление И.В. Иванова было оценено, как какое-то откровение, - я, по чести сказать, опешил от всего этого: боги, боги, как низко пал уровень развития учителей и их административных печальников!
*
Что же до детей, там та же попа, только в профиль. Ещё лет десять-пятнадцать назад чуть не в каждом классе был один-два человека, которые на уроках постоянно вступали со мной в споры, пытались доказать свою точку зрения на ту или иную историческую тему, - пусть порой бестолково и наивно, но это было реальностью моей работы. Ныне же, - быть может, один из всех старшеклассников, а в прошедшем учебном году я и одним похвастаться не смогу. Сидят примороженные, им что Мао, что Кеннеди, что Евпатий Коловрат…
*
Симулирование жизни, - по большому счёту, это можно назвать именно так. Возведение во всеобщий социальный закон «принципа удовольствия» + тотальная виртуализация нашего жития-бытия породили этот странный и страшный феномен «нового времени». Новое-то оно новое, только вот что: весь XX век твердили о дегуманизации общества, искусства, человеческих отношений и т.д. Как оказалось, всё то, что творилось в веке прошедшем, это цветочки, а вот ягодками нас накормит век нынешний. Предчувствие моё печально и безнадежно.