gvardei (gvardei) wrote,
gvardei
gvardei

Categories:

ПРОЩАЙ, ШКОЛА! ЗДРАВСТВУЙ, ВЗРОСЛАЯ ЖИЗНЬ!



В одночасье уволившись из школы, в которой проработал четверть века, я несколько удивлён тем обстоятельством, что ровно никаких эмоций по этому поводу не испытую. Никакой тебе грусти расставания, никаких тебе заунывных «пройдись по тихим школьным этажам, здесь пройдено и понято немало». Какая-то несколько пугающая жестоковыйность, - блин, 25 лет отдолбил, провёл уж никак не менее 25.000 уроков, - а вот хоть бы что в душе шевельнулось… Напротив, есть блаженное ощущение освобождения от чего-то такого… непонятного… и неприятного.
*
Раздумывая над всем этим, я прихожу к выводу, что, помимо каких-то личных причин моего ухода из школы, которые, конечно, имеют место быть, есть и нечто общее, фундаментальное, мировоззренческое, так сказать. Речь идёт вот о чём: то заведение, в котором я дорабатывал последние годы, - это не «моя» школа, и дети, которым я так ли, сяк ли преподавал историю и обществознание, - не «мои». Наступили «новые времена», пришли «новые люди», - и вроде бы следует соответствовать оным, - но вот только от слабых попыток прогибания меня охватывала такая экзистенциальная тошнота, что, казалось порой, она перерастёт в физиологическую.
*
Меня не раз охватывало странное чувство, - что мир людей, окружавших меня в той же школе, стремится из трёхмерного превратиться в двумерный, - плоский , упрощённый, ненастоящий. И эта фальшь медленно, но верно просачивалась везде и всюду, касаясь в первую очередь самых «продвинутых» , «социализированных» и взрослых, и детей. Недаром я до сей поры с немалым уважением отношусь к «проблемным» детям - ну, хулиганистые, ну, хамы, но в них не пропала самая обыкновенная человеческая искренность, - блин, они похожи на живых людей! Что же до «успешных», - мне они напоминают каких-то невнятных симулякров, тупо исполняющих программу «успешности», которая сама по себе противоречит идее человечности.
*
Новые педагогические «кадры», - право, большинство из них не имеют к школе никакого отношения; недаром нынешняя директриса с какой-то диковатой гордостью позиционирует себя, как «менеджер в области образования». И одно только слово твердит: инновация-инновация-инновация. Я до смерти своей так, должно быть, и не пойму, что это слово применительно к педагогике означает. Хотя, впрочем, педагогики в школе и вовсе не станет. Коли менеджеры взяли власть в свои руки, - знать, школа превратилась в предприятие, имеющее формальную цель выдачи на-гора «успешных граждан» и реальную цель, - зарабатывать на родителях этих самых «победителей». К подобным заведениям я не желаю иметь никакого отношения.
*
Потому что формализация образования набирает обороты, год от года становится всё более зримой фикцией. Что дети! Помнится, с год назад приказано мне было на педсовете речь держать про мои педагогические « инновации», - ну, вышел, ну, произнёс десятиминутный спич про воспитание исторического мышления у старших школьников. Так мне, блин, выдали за него какой-то сертификат с вензелями, а потом на полном серьёзе директриса уговаривала меня участвовать в конкурсе «Учитель года». То есть заурядное выступление И.В. Иванова было оценено, как какое-то откровение, - я, по чести сказать, опешил от всего этого: боги, боги, как низко пал уровень развития учителей и их административных печальников!
*
Что же до детей, там та же попа, только в профиль. Ещё лет десять-пятнадцать назад чуть не в каждом классе был один-два человека, которые на уроках постоянно вступали со мной в споры, пытались доказать свою точку зрения на ту или иную историческую тему, - пусть порой бестолково и наивно, но это было реальностью моей работы. Ныне же, - быть может, один из всех старшеклассников, а в прошедшем учебном году я и одним похвастаться не смогу. Сидят примороженные, им что Мао, что Кеннеди, что Евпатий Коловрат…
*
Симулирование жизни, - по большому счёту, это можно назвать именно так. Возведение во всеобщий социальный закон «принципа удовольствия» + тотальная виртуализация нашего жития-бытия породили этот странный и страшный феномен «нового времени». Новое-то оно новое, только вот что: весь XX век твердили о дегуманизации общества, искусства, человеческих отношений и т.д. Как оказалось, всё то, что творилось в веке прошедшем, это цветочки, а вот ягодками нас накормит век нынешний. Предчувствие моё печально и безнадежно.
Tags: Моралите
Subscribe

  • * * *

    Вот разбудят среди ночи Вопрошая кто ты кто ты Ты едва продравши очи Что кривая с асимптотой Вот никак сойтись не сможешь Дело в общем-то простое Но…

  • ПАРА ДНЕЙ. МАКСИМУМ – НЕДЕЛЯ.

    В 1991 году. Только с кладбища приехали, поминки, звонок в дверь. Открываю – сердитый такой дядька: Здесь Георгий Иванович проживает? И что это он…

  • * * *

    Из тьмы кромешной запредельных снов Как часто ей являлся Иванов! Сидел на стуле, пальцем чистил нос, Но забирало пуще, чем гипноз. Потом по полу…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments