gvardei (gvardei) wrote,
gvardei
gvardei

«ВОЗВРАЩАЯСЬ К ОПУБЛИКОВАННОМУ»

См. http://gvardei.livejournal.com/909981.html#cutid1

Итак, Василий Ключевский dixit:

«Искусство - суррогат жизни, потому искусство любят те, кому не удалась жизнь».

Попытаемся представить себе совершенно далёкую от реальной жизни картину, которая, впрочем, многим покажется весьма привлекательной:

Абсолютно здоровый и полный сил мужчина лет 30-ти живёт на лоне природы и большую часть времени занят не изнурительной, но всё же довольно трудоёмкой деятельностью. Главное в ней, что она приносит реальные и зримые плоды, начиная с плодов буквально сельскохозяйственных, заканчивая строительством плотин, домов, скворечников, чего бы там ни было. Наш герой поглощён этой деятельностью, от неё зависит его жизнь и благополучие, но главное – жизнь и благополучие его родных и близких. В сфере личной жизни у него, как и у всех, не без проблем, но всё же отсутствует то, что гробит жизнь любого человека: предательство, безразличие, эгоизм, непорядочность. Наш герой умеет любить, - не надсадно, не истерично, но в то же время с полной самоотдачей, - и удивительно, что те, кого он любит, отвечают ему тем же.

У этого мужчины есть семья, дети, - всё это отнимает у него немало времени и сил, однако что значит «отнимает»? От чего, собственно говоря, «отнимает»?

Наш герой чувствует себя слитым с миром, который вокруг него, и с миром людей, в среде которых он живёт и трудится. Он не может представить себе, что между ним и тем, что я упомянул, может возникнуть какой-то разлом, трещина, ущерб. Если же это произойдёт, человеку придётся заполнять эту трещину чем-то чужеродным, посторонним, ИСКУССТВЕННЫМ.

То есть, исходя из тезиса Ключевского, искусство возникает там, где человек чувствует свою незавершённость, неприкаянность, ненужность. Кстати говоря, именно Западная Европа, которая с полным правом является авангардом мировой художественной культуры, - именно там и возник, быть может, впервые, тот самый хтонический ужас отчуждения человека от природы – от Бога – от людей – от самого себя. Так что палка о двух концах: вот тебе Бетховен, вот тебе же и Наполеон, погубивший миллионы людей. Вот тебе Толстой – вот тебе же и диктатура пролетариата.

Стоит добавить, что гордимся мы вершинами человеческого духа, почему-то забывая, что истинных творцов – единицы-десятки-сотни, остальные же к этим вершинам не имеют ровным счётом никакого отношения. Ну, скажем, будет смешно, если какой-нибудь турист, фотографирующийся на фоне Альп-Монбланов, начнёт разглагольствовать о том, что он имел самое непосредственное отношение к тектоническим процессам, благодаря которым возникли Альпы.

Прошу учесть, что мысли сии не имеют в голове моей какой-то завершённой формы, - думаю, думаю, но что-то заставляет меня медленно и довольно мучительно клониться именно к подобного рода точке зрения….
Tags: Культурка-мультурка
Subscribe

  • ХОЧЕТСЯ НАПИСАТЬ БОЛЬШОЙ РОМАН…

    ПОПЫТКА ВТОРАЯ 1. Сорокадевятилетний киник-теоретик Гвардей Цытыла вышел из дверей подъезда своего дома и задумчиво взглянул в небо. Облако,…

  • НАЧАЛО РОМАНА

    «Председатель колхоза «Малая заря коммунизма» Прохор Удальцов, которого по старинке кое-кто называл ещё «Тимофей Куцевол», изнывал от скуки.…

  • НАЧАЛО РОМАНА

    «Тимофей Куцевол, 47-летний председатель передового колхоза «Против толстовщины и гандизма», бойко скакал на пого-стике по главной улице…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments