gvardei (gvardei) wrote,
gvardei
gvardei

ЧИТАЮ О ХУДОЖНИКАХ,

ВОСХИЩАЮСЬ МАКСИМОМ КАНТОРОМ, ПОНИМАЮ, ЧТО ВСЁ ТО, О ЧЁМ ОН ГОВОРИТ, РАСПРОСТРАНЯЕТСЯ НА ЖИЗНЬ КАЖДОГО ЧЕЛОВЕКА, ПОЧИТАЮЩЕГО СЕБЯ "ТВОРЦОМ".

"– Является ли современное русское искусство закономерным этапом развития после первого и второго авангарда или оно локальный замкнутый конструкт?

– Я думаю, что второй авангард не был никаким авангардом. Неряшливые философские конструкции, которые провозглашал авангард 1910-х годов, были встроены в глобальные политические изменения всей мировой системы. И те меньшинства, которые составляли авангард, и их декларируемая непродажность, левизна и так далее были встроены в большую политическую систему. С тех пор этого авангарда (и, значит, авангарда вообще) существовать не может, и в обозримом будущем ничего похожего не предвидится. Вторым авангардом мы называем этот полудиссидентский соцартовский дискурс, который, в общем, был за капитализм против социализма, за рынок против бессеребреничества. То есть это не был авангард, ни по каким позициям.

– Однако одно время понятия «современное искусство» и «авангард» смешивались, и считалось, что идет процесс возвращения к естественной истории искусств.

– Это было не возвращение. ЭТО БЫЛА ТОСКА ПО РЫНКУ. (выделено мной - Г.Ц.) Если вдуматься в эти слова, это очень страшно звучит. Художник должен быть всегда благодарен тому, что он не на рынке, потому что на рынке, скорее всего, обманут. На рынке искусство может продаваться, но создаваться на рынке оно не может. Но художники горбачевского времени тосковали по рынку, и с этим связано, что цветения искусств, которого все тогда ждали, не получилось. Мы получили вялый рынок, никакого свободного искусства не возникло, ярких дарований тоже, а тех несчастных, которые уже были, выдавили ради конкуренции.

Замечательно было в 60-х то, что все художники были более или менее дружны и равны, когда мечтали о рыночной утопии. Как только рынок наступил, они возненавидели друг друга и начали драться за место под солнцем и за любовь какого-нибудь денежного мешка, который ничем не лучше секретаря обкома, а в большинстве случаев гораздо хуже. Со всей наивностью они попали в гораздо худшую ситуацию, чем та, которой были недовольны.

Не хочется прибегать к такому банальному парадоксу, но это является не авангардом, а, разумеется, арьергардом, это последнее «прости» романтического свободного искусства. Оно еще делает вид, что оно искусство, хотя давно превратилось в декоративное обслуживание богатых".

Читать полностью: http://www.gazeta.ru/culture/2012/06/26/a_4643173.shtml
Tags: Культурка-мультурка
Subscribe

  • СПРАШИВАЕТЕ – ОТВЕЧАЕМ. СЕЙЧАС ВЫЛЕТИТ

    «Дорогой Гвардей Цытылы. Пишут тебе твои постоянные корреспонденты, пионеры Сургута. У нас радость – нас наконец-таки сфотографировали. К нам в…

  • СПРАШИВАЕТЕ - ОТВЕЧАЕМ. ПО ПОВОДУ ПРОБКИ

    Дорогой Гвардей Цытыла! Пишут тебе твои неловкие пионеры Сургута. В последнее время мы все, сколько нас тут ни есть, столкнулись с одной нелепой…

  • СПРАШИВАЙТЕ – ОТВЕЧАЕМ

    «Дорогой Гвардей. Пишут Тебе твои верные пионеры Сургута. В последнее время, когда мы публично упоминаем Твоё имя, рассказываем о Тебе, нас…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments