В.С. Соловьёв, в своем ответе князю С. Н. Трубецкому на его критику "Повести об антихристе":
"Что современное человечество есть больной старик, и что всемирная история внутренне кончилась – это была любимая мысль моего отца*, и когда я, по молодости лет, ее оспаривал, говоря о новых исторических силах, которые могут еще выступить на всемирную сцену, то отец обыкновенно с жаром подхватывал:
"Да в этом-то и дело, говорят тебе: когда умирал древний мир, было кому его сменить, было кому продолжать делать историю: германцы, славяне. А теперь где ты новые народы отыщешь? Те островитяне, что ли, которые Кука съели? Так они, должно быть, уже давно от водки и дурной болезни вымерли, как и краснокожие американцы. Или негры нас обновят? Так их хотя от легального рабства можно было освободить, но переменить их тупые головы так же невозможно, как отмыть их черноту".
А когда я, с увлечением читавший тогда Лассаля, стал говорить, что человечество может обновиться лучшим экономическим строем, что вместо новых народов могут выступить новые общественные классы, четвертое сословие и т. д., то мой отец возражал с особым движением носа, как бы ощутив какое-то крайнее зловоние. Слова его по этому предмету стерлись в моей памяти, но, очевидно, они соответствовали этому жесту, который вижу как сейчас.
Историческая драма сыграна, и остался еще один эпилог, который, впрочем, как у Ибсена, может сам растянуться на пять актов. Но содержание их в существе дела заранее известно".
* «Отец», - разумеется, Сергей Михайлович Соловьёв, один из величайших и самых въедливых и нудных русских историков, автор неподъёмной (так и не дописанной) «Истории России с древнейших времён» в 29-ти томах.
*
Так брюзжит отец, глядя на непутёвого сына: вот, дескать, ну, какой из него толк будет? Обалдуй, бездумный и ленивый придурок, неблагодарный и самоуверенный, а на чём эта самоуверенность держится? – поди, узнай…
*
Исхода из подобного брюзжания два: либо сын действительно полный придурок, и проживёт все свои годы, как боров на хозяйском дворе, в конечном итоге превратившись в холодец и прочие радости хлебосольного стола.
*
Или же, чёрт возьми, взыграет в нём ретивое, и как он начнёт вдруг «жить, гореть и не угасать, жить, а не существовать» (поэтесса 2-й пол. 20 в. А.Б. Пугачёва), - тут-то его бате останется только язык прикусить, и начать верить в чудеса.
*
Вообще говоря, есть третий вариант, из области вечного диалога «отцов и детей», - «Ты, батя, не понимаешь ни хрена: время-то идёт, понятия-то меняются, новые ценности пришли на смену твоим, отжившим. Вот я стал перкуссионистом при хоре балканских мальчиков-миньонов, - и меня за это уважают, тем я и живу, то и есть смысл моей жизни, - тебе ли, старперу, понять тонкости сии?»
*
Но к «третьему пути» я отношусь как-то настороженно, поскольку сам бывал в этой ситуации, и ныне понимаю, что все эти «вы нас, молодых, не понимаете, потому что мы другие», - это всего лишь фиговый листок, которым чаще всего и прикрывать-то особо нечего.
*
Вернусь к брюзжанию Сергея Соловьёва. Умер он в 1879 году, прожив без малого 60 лет. Ну, то есть его «комментарии к реальности» в целом можно отнести ко второй половине 19 века.
*
И что, собственно, к нашему времени категорически изменилось? В двадцатом веке произошли две попытки категорически изменить исторический процесс (Советский Союз и фашистская Германия), но обе попытки завершились весьма печально. В остальном же, - жалкое охранительство, постепенно впадающее в полное ничтожество: «не менять ничего, жить всё жирнее и бесполезнее». Когда кто-то (в любой стране) вдруг начинает говорить о «реформах», мне даже не смешно. Про наших «реформаторов» говорить вовсе не пристало, они сейчас сидят по своим кремлёвским норкам, и ждут тихонько, что день грядущий им готовит. Ну, а «грандиозные реформы» Обамы, - чему они, собственно, подчинены?.. В первую очередь, медицинскому страхованию, ну, ещё 2-3 позиции за душой, - это что, масштабно мыслящий политик?
*
Все сидят по своим норкам и ждут, когда шарахнет, - ибо процесс неостановим, уже в 19-м веке он был уже реальностью, ныне же, - неизбежность. Эпоха мелких людишек, - что в политике, что в культуре, да куда не глянь, куда не плюнь…
*
И, действительно, кто придёт им на смену?.. Арабы? Не смешите меня. Индусы-китайцы?.. Старые, усталые, консервативные народы, давно пережившие эпохи своей пассионарности… Нигерийцы-бразильтяне?.. Они, конечно, народ весёлый, поплясать любят и умеют, но представить себе, что они с какого-то перепуга придадут миру некий новый импульс развития, - увольте, не могу.
*
Новые общественные «классы»?.. Какие такие «классы»?.. Торгаши и бесчисленные «менеджеры»?.. Да он дальше своего электронного счёта вообще ничего не видят, и от них ожидать чего-то «судьбоносного», перспективного, планетарного, - ох, конечно, не приходится.
*
Так что только соглашусь, - близимся к третьему акту затянувшегося эпилога. Время ещё есть. Появятся новые поколения компьютеров, появится искусственная печень, появится очередная дрябленькая философия с бубенчиками и сеансами групповых саморазоблачений, - то есть будет чем заняться, скучать нам никак нельзя.
ГЦ