gvardei (gvardei) wrote,
gvardei
gvardei

Categories:

ИБСЕН, ТРЕТИЙ АКТ ЭПИЛОГА



В.С. Соловьёв, в своем ответе князю С. Н. Трубецкому на его критику "Повести об антихристе":

"Что современное человечество есть больной старик, и что всемирная история внутренне кончилась – это была любимая мысль моего отца*, и когда я, по молодости лет, ее оспаривал, говоря о новых исторических силах, которые могут еще выступить на всемирную сцену, то отец обыкновенно с жаром подхватывал:

"Да в этом-то и дело, говорят тебе: когда умирал древний мир, было кому его сменить, было кому продолжать делать историю: германцы, славяне. А теперь где ты новые народы отыщешь? Те островитяне, что ли, которые Кука съели? Так они, должно быть, уже давно от водки и дурной болезни вымерли, как и краснокожие американцы. Или негры нас обновят? Так их хотя от легального рабства можно было освободить, но переменить их тупые головы так же невозможно, как отмыть их черноту".

А когда я, с увлечением читавший тогда Лассаля, стал говорить, что человечество может обновиться лучшим экономическим строем, что вместо новых народов могут выступить новые общественные классы, четвертое сословие и т. д., то мой отец возражал с особым движением носа, как бы ощутив какое-то крайнее зловоние. Слова его по этому предмету стерлись в моей памяти, но, очевидно, они соответствовали этому жесту, который вижу как сейчас.

Историческая драма сыграна, и остался еще один эпилог, который, впрочем, как у Ибсена, может сам растянуться на пять актов. Но содержание их в существе дела заранее известно".

* «Отец», - разумеется, Сергей Михайлович Соловьёв, один из величайших и самых въедливых и нудных русских историков, автор неподъёмной (так и не дописанной) «Истории России с древнейших времён» в 29-ти томах.

*
Так брюзжит отец, глядя на непутёвого сына: вот, дескать, ну, какой из него толк будет? Обалдуй, бездумный и ленивый придурок, неблагодарный и самоуверенный, а на чём эта самоуверенность держится? – поди, узнай…
*
Исхода из подобного брюзжания два: либо сын действительно полный придурок, и проживёт все свои годы, как боров на хозяйском дворе, в конечном итоге превратившись в холодец и прочие радости хлебосольного стола.
*
Или же, чёрт возьми, взыграет в нём ретивое, и как он начнёт вдруг «жить, гореть и не угасать, жить, а не существовать» (поэтесса 2-й пол. 20 в. А.Б. Пугачёва), - тут-то его бате останется только язык прикусить, и начать верить в чудеса.
*
Вообще говоря, есть третий вариант, из области вечного диалога «отцов и детей», - «Ты, батя, не понимаешь ни хрена: время-то идёт, понятия-то меняются, новые ценности пришли на смену твоим, отжившим. Вот я стал перкуссионистом при хоре балканских мальчиков-миньонов, - и меня за это уважают, тем я и живу, то и есть смысл моей жизни, - тебе ли, старперу, понять тонкости сии?»
*
Но к «третьему пути» я отношусь как-то настороженно, поскольку сам бывал в этой ситуации, и ныне понимаю, что все эти «вы нас, молодых, не понимаете, потому что мы другие», - это всего лишь фиговый листок, которым чаще всего и прикрывать-то особо нечего.
*
Вернусь к брюзжанию Сергея Соловьёва. Умер он в 1879 году, прожив без малого 60 лет. Ну, то есть его «комментарии к реальности» в целом можно отнести ко второй половине 19 века.
*
И что, собственно, к нашему времени категорически изменилось? В двадцатом веке произошли две попытки категорически изменить исторический процесс (Советский Союз и фашистская Германия), но обе попытки завершились весьма печально. В остальном же, - жалкое охранительство, постепенно впадающее в полное ничтожество: «не менять ничего, жить всё жирнее и бесполезнее». Когда кто-то (в любой стране) вдруг начинает говорить о «реформах», мне даже не смешно. Про наших «реформаторов» говорить вовсе не пристало, они сейчас сидят по своим кремлёвским норкам, и ждут тихонько, что день грядущий им готовит. Ну, а «грандиозные реформы» Обамы, - чему они, собственно, подчинены?.. В первую очередь, медицинскому страхованию, ну, ещё 2-3 позиции за душой, - это что, масштабно мыслящий политик?
*
Все сидят по своим норкам и ждут, когда шарахнет, - ибо процесс неостановим, уже в 19-м веке он был уже реальностью, ныне же, - неизбежность. Эпоха мелких людишек, - что в политике, что в культуре, да куда не глянь, куда не плюнь…
*
И, действительно, кто придёт им на смену?.. Арабы? Не смешите меня. Индусы-китайцы?.. Старые, усталые, консервативные народы, давно пережившие эпохи своей пассионарности… Нигерийцы-бразильтяне?.. Они, конечно, народ весёлый, поплясать любят и умеют, но представить себе, что они с какого-то перепуга придадут миру некий новый импульс развития, - увольте, не могу.
*
Новые общественные «классы»?.. Какие такие «классы»?.. Торгаши и бесчисленные «менеджеры»?.. Да он дальше своего электронного счёта вообще ничего не видят, и от них ожидать чего-то «судьбоносного», перспективного, планетарного, - ох, конечно, не приходится.
*
Так что только соглашусь, - близимся к третьему акту затянувшегося эпилога. Время ещё есть. Появятся новые поколения компьютеров, появится искусственная печень, появится очередная дрябленькая философия с бубенчиками и сеансами групповых саморазоблачений, - то есть будет чем заняться, скучать нам никак нельзя.

ГЦ
Tags: Палитека
Subscribe

  • THE BALALAIKA IS OVER

    Музыкант легко и непринуждённо заводит «Камаринскую». Коленца становятся всё сложнее и рискованнее. Музыкант вне себя от священного безумия;…

  • ОЖИДАНИЕ

    На сцене – некое подобие гостиной, обилие мебели – диваны, кушетки, кресла, стулья. На стене висят здоровенные часы, не заметить которые зритель…

  • УГОВОРЫ, ЗАКОНЧИВШИЕСЯ ТРАГЕДИЕЙ

    «Пейте уксус, господа» (Д.Х.) -Ешь суп. -Не хочу. -Нет, ты ешь. -Я не хочу. -Как не хочешь, коли ты голодный? -Я не голодный. -А…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments