Один из самых скрытых, невнятных, полуживых-полумёртвых вопросов, который волнует-таки каждого человека, именующего себя «художником», «автором», «творцом» ли, звучит примерно так:
*
«Блинский блин, я воспитан на лучших образцах жанра, в котором сам работаю. С младых ногтей я восхищался людьми, которые задолго до меня создали всё то, что ныне справедливо именуется «классикой». Что там восхищался! – порою плакал, понимая, что у меня самого кишка тонка, что такого уровня самовыражения, такого мастерства, такой утончённости, или же, напротив, такого уровня брутальности, - мне никогда не достичь… КАКОГО ЖЕ ХРЕНА Я ВСЁ-ТАКИ СЮДА ПОЛЕЗ?!»
*
Ну, ладно, скажу несколько иначе: неужели каждый художник\ творец\ автор в полной мере убеждён в том, что всё, что он сотворил (или хотя бы что-то из того), действительно было достойно творения? Тем более, если дело не касалось зарабатывания «презренного металла», а вот эдак, от широты души и шальных прозрений?..
*
Тут впору вспомнить знаменитую сентенцию жившего в 12 веке комментатора Платона Бернарда Шартрского (Bernard de Chartres): «…мы подобны карликам, усевшимся на плечах великанов; мы видим больше и дальше, чем они, не потому, что обладаем лучшим зрением, и не потому, что выше их, но потому, что они нас подняли и увеличили наш рост собственным величием».
*
Ладно, век двенадцатый, - когда людей образованный и умудрённых было раз, два, да обчёлся. А двадцатый - двадцать первый? Сколько же карликов уселось на плечи этих гипотетических гигантов? - миллионы!.. И каждый надеется на востребованность и понимание, на «успех» и «нетленку». Какая там, к чертям собачьим, нетленка, если, закончив разговор с тобой, любой «ценитель» и «критик» тут же забывает, как тебя зовут?.. И уж если вдруг начнёт писать про тебя какую-нибудь тухлую статейку, каждый раз будет заглядывать в блокнот со своими каракулями: как, бишь, его там, - «Бальтасар Тряпичкин»?..
*
Ну, предположим, всё же большинство упомянутых авторов творят именно потому, что «не могут иначе», - (однако, увы, я сам в это слабо верю), - предполагается, что это такой вот modus vivendi, то есть вот хоть бей меня, хоть режь меня, а я всё равно нынче стишок-другой накропаю… Я бы и рад принять сие, если бы только все эти бесконечные стишки оказывались «в столе», - достанешь, бывало, почитаешь, умилишься, и обратно, - так нет же, публичности взыскуешь, и куда-то «выкладываешь», и куда-то пристраиваешь, сбоку ли, сверху ли, не важно... Главное, чтобы «было».
*
То есть вроде бы и понимаешь, что «карлик», но из всех речений Бернарда де Шартреза помнишь только то, что тебе мило: «мы видим больше и дальше». Они-то, хоть и гиганты, ни черта разглядеть не могли, а мы только пристроились, - глядь, а там, - ого-го, ой-ёй-ёй, ну и делааа…
ГЦ