Блез Паскаль, «Мысли». Вот взял, да и открыл умную книжку, и первое же предложение меня просто-таки «вышибло из седла».
*
«Люди пренебрегают верой; им ненавистна и страшна мысль, что, может статься, в ней содержится истина».
*
Полистал ещё, и, будто бы для того, чтобы закончить мысль, ещё одна простенькая сентенция: «Люди отлично знают, что такое здоровье, но никто не знает, что такое справедливость (…)».
*
Люди пренебрегают верой, потому что она лишает их «права» творить зло. То самое, «достоевское»: «Если Бога нет, значит, всё позволено». Фраза затёрпанная, потому кажущаяся кому-то бессмысленной. На самом же деле, фраза убойная: Бог ОГРАНИЧИВАЕТ, и потому Его НЕ ДОЛЖНО БЫТЬ.
*
Что до второй сентенции, тоже хорошо: понятие «справедливость» для других людей мы трансформируем в «возмездие», для самих себя, - в «милосердие». И, даже если очень напрячься, ничего иного не получается. Вера, - это именно то, что лишает нас этой сомнительной «опоры», - вера уничижает, погружает нас в состояние вины, ненавистное любому «здоровому» человеку.
*
Я не доверяю «цветущему здоровью»*, - оно слишком физиологично и несколько туповато. Скажу так: здоровье надо «выстрадать». Болезни, прививки, всё, что угодно, - но без этого любой человек покажется мне парниковым растением, с которого добрая рука то и дело смахивала нехороших насекомых и подкармливала правильными удобрениями.
*
«Люди пренебрегают верой; им ненавистна и страшна мысль, что, может статься, в ней содержится истина». Забавно, что слово «вера» в данном случае вступает в полное противоречие со словом «свобода». И, надо сказать, выбор большинства очевиден.
*
Но вот что делать мне, бедному?.. Далеко не святой, я, однако, не хочу жить в мире, что от антихриста, - все эти президенты, короли и капусты, - вся эта шваль, - всё то, что навязывается мне денно и нощно, - это тоже своеобразная «религия», - куда там диалектическому материализму…
*
Человеческое, - к прискорбию великому, - это тогда, когда слышишь об авиакатастрофе, ужасаешься, а после говоришь тихонько: «а я ведь неделю назад тоже из Москвы летел». Божеское, - это тогда, когда слышишь об авиакатастрофе, и гибнешь вместе с теми, кто.
*
Второе мало кого прельстит, но иного выхода нет. То-то и страшно, что иного выхода нет.
ГЦ
* Речь не идёт о физиологии… Впрочем, и о ней.