gvardei (gvardei) wrote,
gvardei
gvardei

Category:

ФОНТАНЕЛЬ, ЗАВОЛОКА И ШПАНСКАЯ МУШКА

Нет, что за чудо эта история медицины! Что за сказки можно вычитать в старинных, или не очень, фолиантах, посвящённых сей материи! И какие мысли странные приходят порой при чтении оных…
*
Вот, скажем, скачет себе храбрый дон Кихот, а на голове его – не менее знаменитый медный тазик цирюльника, который использовался с целью двоякою: и мыльный раствор для бритья соорудить, и кровь, выпускаемую из вены, содержать для дальнейшего «исследования». Что вы думаете, кровеотворение, кровопускание ли, это просто так, фигня на палке? Это – целая наука, и, кажется, Парацельс ей отдельный труд посвятил. Например, кровь надо «пущать» не абы как, а именно касаемо того органа, который поражён болезнию. Кровь должна, таким образом, из нужного сосуда, и именно из нужного органа вредная дрянь всякая и выносится с кровотоком. Тогда ещё не существовала теория циркуляции крови, всяких там малых и больших кругов… Ну, про деривативное и ревульсивное кровопускание я умолчу… И того достаточно. Кстати, при гипертонии – средство радикальнейшее и по сей день.
*
Очень мне понравилось, что ртутью во время оно лечили обыкновенный заворот кишок. Для того надо было лишь влить в желудок 200-250 грамм (немного совсем, при плотности-то её) ртути. И вот за счёт тяжести и подвижности она, продвигаясь вниз, и распутывала все эти узлы и завязки кишочек. Зубы только чернели до неприличия. Но вот как представлю я себе опорожнение кишечника после подобной процедуры, так священный трепет меня охватывает…
*
Много, много ещё о чём можно было бы поведать любопытствующим на сей счёт, но вершиной, недостижимой вершиной прихотливой, своеобычнейшей человеческой фантазии я считаю ФОНТАНЕЛЬ.
*
Взялся я перечитывать «Сочинения Козьмы Пруткова», и в пиесе «Опрометчивый Турка, или: приятно ли быть внуком?» напоролся на то, что раньше мой глаз не задевало: «Кн. Батог-Батыев: «У меня там тоже есть синапизм. А кроме того, люблю носить на правой руке фонтенель, на левой гишпанскую мушку, в ушах канат, во рту креозот, а на затылке заволоку».
*
Меня заинтриговало такое обилие неизвестных мне слов, и вскоре я уже торжествовал, узнав, что «синапизм» - это обыкновенный горчичник. Из «Брокгауза и Ефрона» я вычитал что креозотом, изготовленном из букового дёгтя, полтора века назад лечили туберкулёз и какой-то таинственный «зловонный насморк». Что же касается «Гишпанской мушки», «заволоки» (всё это найдётся в том же «БЕ»), всё это - фигня по сравнению с «фонтенелем» (так у Козьмы).
*
Безобидное французское fontanelle переводится всего лишь как «родничок». Не мудрствуя лукаво, процитирую лишь найденное мною не без серьёзных трудов определение оного: «Искусственно созданный и поддерживаемый инородным телом (лигатурной нитью, шерстяной тесьмой) или повторными прижиганиями, гноящийся небольшой дефект кожи и подкожной клетчатки; считалось, что через фонтанель организм освобождается от дурной материи».
*
Я понимаю, что читать сие многим не очень приятно, но Бог мой! – какая странная идея: расковырять у себя на руке (ноге, заднице) ранку, и поддерживать её в гноящемся состоянии, ожидая, что вот через эту самую дырку из тебя и изойдёт всякая нехорошая бяка. Нет, конечно, нарывные средства, вроде знаменитой «мази Вишневского», ещё применяются, но уже тот же Козьма Прутков откровенно стебался, обвешав князя Батог-Батыева всей этой гадостью (почитайте у Брокгауза, что такое «заволока», мало не покажется).
*
И одновременно рождается простенькая мысль, - Господи, как это по-человечески: сделать себе плохо, чтобы стало лучше… Бог с ними, с нарывными средствами, а вспомнить чешских и австрийских флагеллантов, - почти два века бродили они по Центральной Европе, устраивая жуткие представления: раздевшись до пояса, хлестали друг друга ременными кнутами, до кости разрывая мясо… А из толпы зрителей выбегали «волонтёры», которые тут же включались в эту мистерию боли. Души друг другу лечили. Как и наши хлысты, скопцы и прочие страдальцы…
*
Странно… Мы боимся боли, но так ли, иначе, стесняясь и краснея, тянемся к ней… Не потому ли культовым стал дурацкий фильмец Hellraiser, который «Восставший из зада»?..
Фильмец, конечно, на любителя, но ведь уже 8 серий наснимали…
*
Ну, всё, понесло Гвардея… тут в ход пойдут и аристотелевский катарсис, и кьеркьегоровский ангст, и «крушение шифров» Ясперса… Да нет. Нет.
*
Мы перестали лепить себе пластырь из шпанской мушки, протыкать шею заволокой, расковыривать гвоздиком гноящуюся рану… Это устарело, смешно, Hellraiser какой-то…
*
Вместо этого мы плюнули на Любовь, и глумимся над Нею осознанно и жестоко. Вместо этого мы в состоянии оправдать любую низость и гнусность, совершаемую человеком и человечеством на основании таинственных «терпимости-толерантности». Вместо этого мы стали рабами времени: мы всё время смотрим на часы, в то же ВРЕМЯ понимая, что нас никто и нигде не ждёт. Вместо этого мы придумали слово «индивидуализм». Вместо этого мы стали добровольно одиноки и несчастны. И ждём – не дождёмся, когда же из этих гноящихся ран, этих новоявленных фонтанелей ливанёт из нас вся гадость, которой, - в этом-то мы уверены, - в нас немало.

ГЦ
Subscribe

  • * * *

    В небе, по цвету похожем на исхоженный лёд, Тихо гудит давно потерявшийся самолёт. То ли полгода, больше ли, про него и забыли давно, Тем не менее,…

  • * * *

    Впору воскликнуть ну и дела Случай необычаен Пятые сутки как со стола Падает кружка с чаем Медленно медленно словно во сне Падает и выливается Так…

  • * * *

    Увези меня трамвай В край неспешный малолюдный Акварельный и этюдный Ну же трогайся давай Долго ль ехать кто бы знал Я придумаю по ходу Ну никак…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments