Александр Александрович Зиновьев, мир праху его, немало гордился т.н. «эвристическими принципами», открытыми им самим ещё в юности. В них самих, этих принципах, нет ничего необычного, всё это классические хитросплетения дедукции-индукции, но прелесть их состоит в том, что все о них ЗНАЮТ, но на практике применять категорически НЕ ХОТЯТ. Почему это происходит, - я могу только лишь догадываться…
*
Почему НЕ ХОТЯТ – потому что страшновато. Если эти эвристические принципы применять повсеместно, мы окажемся в совершенно ином, НЕИСКРИВЛЁННОМ мире, и солоно нам покажется... Знаете, это что-то вроде слабых форм олигофрении, - границы нормы и патологии там размываются вполне сознательно: если эти границы взять, и чётко определить, то многие из нас окажутся жёнами, мужьями, матерями, отцами, друзьями и подчинёнными олигофренов.
*
Вернёмся к принципам, и приведу я их тут в зиновьевских, весьма замысловатых формулировках:
*
«Любая произвольно взятая и достаточно обширная сумма информации, относящаяся к некоторому социальному объекту, содержит в себе всё то, что необходимо и достаточно для понимания сущности этого объекта».
*
(Я назвал бы это «принципом голограммы»: режь голографическую пластинку на сколько угодно частей, - в каждой её части будет содержаться всё то же количество информации, что и в «целой».
Возьми и исследуй работу и быт, культуру и нравы городского сообщества водителей маршрутных такси, - по всему этому массиву информации можно наметить весьма конкретные контуры и содержание жизни города.)
*
Второй принцип попроще и прямиком следует из первого.
«Самые глубокие тайны основных социальных явлений не спрятаны где-то в подвалах общественного здания, за кулисами политической сцены, в секретных учреждениях и кабинетах сильных мира сего, а открыты для всеобщего обозрения в очевидных фактах повседневной жизни».
*
Короче говоря, для того, чтобы узнать, что конкретный человек – наркоман, стоит всего лишь пристально изучать всё то, что он выносит из дома и пытается выкинуть на помойку, или куда ещё... Вряд ли он перетирает ампулы в стеклянную пыль, спиливает иглы бархатными надфилями в пыль стальную, пережигает пластиковые корпуса и поршни шприцов и оставшуюся гарь также превращает в какую-то неузнаваемую массу… У него есть много более важных дел.
*
Вот о том и речь: если применять два этих нехитрых принципа ко всем проявлениям как мира внешнего, так и собственного внутреннего мира, - откроются такие бездны, которые уже ничем не заткнёшь, не заклеишь, не заштопаешь…
*
Если говорить о «мире внешнем», то вчера-сегодня меня, скажем, очень занимает пресловутое «Сколково». Шума вокруг него в Расее уже с полгода столько, что в ушах уже звенит. «Российская «Кремниевая долина», «Наукоград», «Интеллектуальная столица России», короче, Нью-Васюки-2. ..
*
И занимает меня даже не идиотская ажитация наших больших боссов, а то, что США якобы «одобряют и поддерживают» идею создания этого самого центра, - вот и Обама радуется, как дитя, вот и Шварценеггер, 1-й секретарь Калифорнийского обкома партии, клянётся, что засыплет нас инвестициями, и весь имеющийся научный потенциал ихней «Кремниевой долины» подарит нам за одну лишь улыбку Путина…
*
И вот как во всей этой труднопроизносимой ситуации УВИДЕТЬ ОЧЕВИДНОЕ?.. Как можно ожидать от США поддержки проектов своих основных конкурентов в области высоких технологий?.. Они что там, совсем одурели?..
*
Очевидных факторов здесь можно предположить, как мне кажется, два. Первый, - вовсе тривиальный: американцы врали (только не совсем понятно, зачем так помпезно и с таким количеством обещанных «бонусов»). Второй, - американцы не врали, просто между ними и «нами» существует какая-то договорённость о том, что это самое «Сколково» будет находиться под полным научным и финансовым контролем американцев, и, таким образом, превратится всего лишь в российский филиал калифорнийской «Кремниевой долины».
*
Есть ли иные варианты?.. Я их не вижу. Ибо, если их и надумать, они всё равно будут противоречить очевидности.
ГЦ