gvardei (gvardei) wrote,
gvardei
gvardei

НА ЗЛОБУ ДНЯ

То и поражает, что всё давным-давно сказано, а мы толчёмся на разрешённом нам (кем-то, невесть кем) пятачке, и помышляем, что это топтание на одном месте в состоянии изменить status quo вещей в том довольно уродливом социальном мире, в котором нам пребывать и далее.
*
Третий день русская сеть распухает от десятков тысяч комментариев, приуроченных к этому жалкому событию, которое кто-то уже громко именует «Поэт и царь», кто-то ещё как-то, не менее помпезно и не менее бессмысленно. Но ведь очевидно, что в той ситуации, которую с пеной у рта обсуждают десятки тысяч блоггеров, - там НЕТ ГЕРОЕВ. Там есть властный хам, там есть его челядь, и есть дурак. По какому-то странному обыкновению мы всегда привечаем дураков, полагая, что и их устами тоже глаголет истина. Но не стоит принимать сие на веру, вы всё-таки иногда прислушивайтесь к тому, что он, дурак, несёт!
*
А нёс наш дурак всё то же, всё тот же диссидентско-демократический бред, который давным-давно изжил себя, как телевизор «КВН», скажем, - но нет же, ещё есть множество людей, которые смотрят в «волшебное стекло», и верят этому искажённому, полубредовому мирку, который там высвечивается…
*
Я тут нынче взялся перечитывать «Новое Средневековье» Николая Бердяева, и чуть не каждая страница этого эссе, впервые опубликованного в (!!!) 1923 году, поражала меня своей злободневностью, - и думалось: сколько же ещё времени должно пройти, прежде чем содержание маленькой книжки станет понятно этим самым «очкарикам», «думающим людям России», «которые многое видят»?..
*
Свобода, говорите?..
*
«Новая история поняла свободу как индивидуализм, как формальное право каждого человека и каждой сферы культуры на самоопределение. Самый процесс новой истории был понят как освобождение. Но отчего освобождение и для чего освобождение? Освобождение от старых принудительных теократии, от старого гетерономного сознания. Старые принудительные теократии не могли удержаться, и старое гетерономное сознание должно было быть преодолено. Свобода духа есть неотъемлемое и вечное достижение. Но для чего, во имя чего должно было совершаться освобождение? Этого не знает дух нового времени. Он не имел или не знал своего во имя. Во имя человека, во имя гуманизма, во имя свободы и счастья человеческого. Но тут нет никакого ответа. Нельзя освободить человека во имя свободы человека, не может быть сам человек целью человека. Так упираемся мы в совершенную пустоту. Человек лишается всякого содержания, ему не к чему восходить. Свобода человека оказывается совершенно формальной и бессодержательной свободой. Индивидуализм есть по существу своему отрицательное исправление. В своем развитии он не может укрепить за человеком никакого содержания. Индивидуализм совсем не онтологичен, он не имеет никакой бытийственной основы, индивидуализм менее всего укрепляет личность, образ человека. И в индивидуалистическую эпоху совсем не процветают яркие индивидуальности, сильные личности. Индивидуалистическая цивилизация XIX века с ее демократией, с ее материализмом, с ее техникой, с общественным мнением, прессой, биржей и парламентом способствовала понижению и падению личности, отцветению индивидуальности, нивелировке и всеобщему смешению. Личность была сильнее и ярче в средние века. Индивидуализм способствовал процессам уравнения, стирающим всякие различия индивидуальностей. Индивидуализм, породивший атомизацию общества, привел и к социализму, который есть лишь обратная сторона атомистического распада, механическое сцепление атомов».
*
Демократия, закон, говорите?..
*
«Рационализм, гуманизм, правовой формализм, либерализм, демократизм, - все это формы мысли и жизни, которые строятся при предположении, что Истина неизвестна и что Истины, быть может, совсем нет, они не хотят знать Истины. Истина есть соединение, а не разъединение и не разграничение, она совсем не заинтересована в том, чтобы так исключительно охранять возможность заблуждения, права на ее отрицание и поношение, хотя сама Истина может быть Истиной о свободе. Но ведь, что такое гуманистическая демократия, как не провозглашение прежде всего права на заблуждение и ложь, как не политический релятивизм и софистика, как не отдание судьбы Истины на решение большинства голосов? Что такое рационалистическая философия, как не самоутверждение индивидуального разума, отпавшего от Истины, от истоков бытия, как не утверждение прав мышления, не желающего избрать Истину и от нее получить силу для познания? Что такое парламент, как не узаконение раздора, как не преобладание «мнений» над «знанием» (…), как не бессилие перейти от жизни в Истине?»

«Переживает кризис и крах не та или иная форма государства, а само государство. Крепких, долголетних государств не осталось. Ни одно государство не знает, что будет с ним завтра. Никакой легитимизм, легитимизм ли старых монархий или легитимизм новых демократий с их формальной' идеей народовластия, не имеет более силы над душами людей. Никто более не верит ни в какие юридические и политические формы, никто ни в грош не ставит никаких конституций. Все решается реальной силой».
*
Рыночная экономика, говорите?..
*
«Индивидуализм, атомизация общества, безудержная похоть жизни, неограниченный рост народонаселения и неограниченный рост потребностей, упадок веры, ослабление духовной жизни - все это привело к созданию индустриально-капиталистической системы, которая изменила весь характер человеческой жизни, весь стиль ее, оторвав жизнь человеческую от ритма природы. Машина, техника, та власть, которую она с собой приносит, та быстрота движения, которую она порождает, создают химеры и фантазмы, направляют жизнь человеческую к фикциям, которые производят впечатление наиреальнейших реальностей. Много ли есть онтологически реального в биржах, банках, в бумажных деньгах, в чудовищных фабриках, производящих ненужные предметы или орудия истребления жизни, во внешней роскоши, в речах парламентариев и адвокатов, в газетных статьях, много ли есть реального в росте ненасытных потребностей? Повсюду раскрывается дурная бесконечность, не знающая завершения. Вся капиталистическая система хозяйства есть детище пожирающей и истребляющей похоти. Она могла возникнуть лишь в обществе, которое окончательно (…) отвернулось от неба и исключительно отдалось земным удовлетворениям. Капитализм совершенно невозможно мыслить как сакральное хозяйство, он, конечно, есть результат секуляризации хозяйственной жизни».
*
Для меня всё, что когда-то, аж 90 лет назад, было Написано Бердяевым, является достоверным и точным, потому и странно мне, что немалое количество людей по-прежнему возятся с упомянутыми «идеями», которые давным-давно дискредитировали себя, изжили, изжулькали сами себя, - их же до сей поры почитают за какую-то панацею от всех социальных бед! И говорящий все эти ничего не значащие слова Шевчук, должно быть, свято верит в то, что вот, «построится» это самое таинственное «гражданское общество», - и всё, тысячелетнее царствие грядёт!.. Тому, кто захочется разобраться, что же это за хреновина такая, - «гражданское общество», - я очень даже не завидую: голову сломает в трёх местах, а понять, - так и не поймёт. Это самая мутная тема в любом школьном или ВУЗовском учебниках обществоведения, уверяю вас…
*
«Гражданское общество», в том виде, как его понимает г-н Шевчук, и в том виде, в каком оно явлено в европейских демократиях, не имеет никакого будущего; стремиться к нему, - это то же самое, что, скажем, в мои 45 лет страстно желать попасть в элитный дом престарелых, где я смогу скоро и окончательно впасть в блаженный маразм. Увольте.

ГЦ
Tags: Палитека
Subscribe

  • (no subject)

    • рецидеви́ца • Добро пожаловать в Страну Победившего Солипсизма. Пересекая границу, будьте готовы к тому, что мы – плод вашего воображения, но и вы…

  • (no subject)

    • У него не лоб, - лобстер! • крутится, как муж на сковородке • посмотрел на меня с уку́ром • Един аз не παιδερασ • Да нет же, всё было совсем…

  • (no subject)

    • баня из слоновой кости • malo – латинское прилагательное, означающее «плохой, дурной, злой, скверный». Невольно прислушаешься: «А ей всё мало». •…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments