Странно, что до сих пор исследователи творчества Даниила Хармса даже обиняком не затронули тему, заявленную мною в заголовке. Тем не менее, как я считаю, указанный мотив мало что не второстепенный, - один из основных в произведениях Хармса! По всей видимости, умолчание темы связано с её, так сказать, щепетильным содержание, доходящим до неприличия. Но, как мне кажется, это не должно стать непреодолимой препоной для бойкого и любознательного читателя и истинного любителя творчества Хармса.
*
Во всех известных характеристиках мотивов творчества писателя перечисляется всё, что угодно, - но только не заявленный мотив женских половых истечений. Скажем, вот довольно известный «реестр мотивов», который я привожу тут полностью:
Астроном
Бабушка
Баня
Бревно
Весло
Вечность
Вода река)
Волна
Время
Всё
Голый (ая)
Дама
Дева (девица)
Дерево
Лети
Дуб
Еврейство
Еда
История (исторический)
Камень
Карты
Колесо
Колпак
Кондуктор
Конь
Круг
Лампа
Мельница
Миг
Молоток
Монах (капуцин)
Муха
Наука
Небо
Небольшая погрешность
Небытие (несуществование)
Ноль
Няня
Овощи
Однажды
Окно
Орёл
Отрывание (руки, ноги, уха)
Охота
Падение
Перемена рода
Пила
Плети (кнут)
Плечо
Плотник
Подруга
Полёт
Равновесие
Радость
Распутство
Реальность
Сабля
Самовар
Свеча
Случай
Событие
Сон
Сосна
Старик (старуха)
Столяр
Страсть
Сундук
Текучесть
Трамвай
Цветы
Часы (время)
Числа (цифры)
Чудо
Шар
Шахматы
Шинель
Шкап.
Что из всего перечисленного может хотя бы косвенно соотноситься с заявленным мною мотивом?.. Единственное, но, безусловно, очень отдалённо напоминающее, - так это «распутство» и «текучесть». И поэтому мне кажется, что тема рассмотрения заслуживает самого пристального внимания.
*
Своеобразным «манифестом» мотива женских половых истечений является стихотворение, датированное 1931-м годом (ПСС, т.1, стр. 223-224):
«Ты шьешь. Но это ерунда.
Мне нравится твоя манда
она влажна и сильно пахнет.
Иной посмотрит, вскрикнет, ахнет
и убежит, зажав свой нос.
и вытирая влагу с рук
вернется ль он. еще вопрос
ничто не делается вдруг.
А мне твой сок сплошная радость.
ты думаешь, что это гадость,
а я готов твою пизду лизать, лизать без передышки
и слизь глотать до появления отрыжки».
*
Интересно было бы понаблюдать за советскими «самизатовцами», восторгавшимися «Случаями» и иными перлами Хармса, окажись у них в руках сей шедевр. Я думаю, стихотворению этому было бы тут же отказано в праве на существование или, по крайней мере, авторство Хармса было бы категорически и однозначно отвергнуто. Но что было бы делать «поборникам чистоты» одного и основоположников литературы абсурда, когда им предоставили бы ещё один текст практически идентичного содержания?
*
«Но художник усадил натурщицу на стол и раздвинул её ноги. девица почти не сопротивлялась и только закрыла лицо руками. Амонова и Страхова сказали, что прежде следовало-бы девицу отвести в ванну и вымыть ей между ног, а то нюхать подобные ароматы просто противно. Девица хотела вскочить, но художник удержал её и просил, не обращая внимания, сидеть так, как он её посадил. Девица. Не зная, что ей делать, села обратно. Художник и художницы расселись по своим местам и начали срисовывать натурщицу. Петрова сказала, что натурщица очень соблазнительная женщина, но Страхова и Амонова заявили, что она очень полна и неприлична. Золотогромов сказал, что это и делает её1 соблазнительной, но Страхова сказала, что это просто противно, а вовсе не соблазнительно. «Посмотрите, - сказала Страхова, - Фи! Из неё так и льётся на скатерть. Чего уж тут соблазнительного, когда я от сюда слышу, как от неё пахнет». Петрова сказала, что это показывает только её женскую силу. Абельфар покраснела и согласилась. Амонова сказала, что она ничего подобного не видела, что надо дойти до высшей точки возбуждения и то так не польётся, как у этой девицы. Петрова сказала, что глядя на это, можно и самой возбудиться и что Золотогромов, должно быть, уже возбуждён. Золотогромов сознался, что девица сильно на него действует. Абельфар сидела красная и тяжело дышала. «Однако, воздух в комнате делается невыносимым!» - сказала Страхова. Абельфар ёрзала на стуле, потом вскочила и вышла из комнаты. «Вот, - сказала Петрова, - вы видите результат женской соблазнительности. Это действует даже на дам. Абельфар пошла поправиться. Чувствую, что и мне скоро придётся сделать то же самое». «Вот, сказала Амонова, - наше преимущество худеньких женщин. У нас всегда всё в порядке. А вы и Абельфар пышные дамочки и вам приходится много следить за собой». «Однако, - сказал Золотогромов, - пышность и некоторая нечистоплотность именно и ценится в женщине!»
(Slavica Helvetica. Vol. 1 \Band.41P. 240-241)
*
Финальные слова Золотогромова, - квинтэссенция эстетической программы Даниила Ивановича. Если кого-то не убедили два вышеприведённых примера, пожалуйста, ещё и ещё:
*
Финал текста «Неожиданная попойка»:
«Антонина Алексеевна высказала желание принять участие в попойке, но обязательно в голом виде, да ещё вдобавок сидя на столе, на котором предполагалось разложить закуску к водке.
Мужчины сели на стулья, Антонина Алексеевна села на стол, и попойка началась.
Нельзя назвать это гигиеничным, если молодая голая женщина сидит на том же столе, где едят. К тому же Антонина Алексеевна была женщиной довольно полного сложения и не особенно чистоплотной, так что было вообще чорт знает что.
Скоро, однако, все напились и заснули: мужчины на полу, а Антонина Алексеевна на столе.
И в коммунальной квартире водворилась тишина».
Текст датирован 22 января 1935 г.
*
Финал текста «Фома Бобров и его супруга»
«Бабушка:
Вон! Вон! Вон! Убирайся вон! Скажите, какой мерзавец! (Поднимается с пола и садится в кресло) А жена его просто неприличная дама. Дома ходит совершенно голой и даже меня, старуху, не стесняется. Прикроет неприличное место ладонью, так и ходит. А потом этой рукой за обедом хлеб трогает. Просто смотреть противно. Думает, что уж если она молодая да красивая, так уж ей всё можно. А сама, неряха, у себя, где полагается, никогда, как следует, не вымоет. Я, говорит, люблю, чтобы от женщины женщиной пахло! Я, как она придет, так сразу баночку с одеколоном к носу. Может быть, мужчинам это приятно, а меня, уж извините, увольте от этого. Такая бесстыдница! Ходит голой без малейшего стеснения. А когда сидит, то даже ноги, как следует, не сожмет вместе, так что всё напоказ. А там у нее, ну, просто всегда мокро.
Так, другой раз, и течет. Скажешь ей: ты бы хоть пошла да вымылась, а она говорит: ну, там не надо часто мыть, и возьмет, платочком просто вытерет. Это ещё хорошо, если платочком, а то и просто рукой. Только еще хуже размажет. Я никогда ей руки не подаю, у нее вечно от рук неприлично пахнет. И грудь у нее неприличная. Правда, очень красивая и упругая, но такая
большая, что, по-моему, просто неприлично. Вот уж Фома жену нашел себе! Чем она его окрутила, не понимаю!»
Текст датирован 1933 г.
*
Вплотную примыкают к этим текстам ещё, как минимум, два:
«Лекция.
Пушков сказал:
- Женщина - это станок любви.
И тут же получил по морде.
- За что? - спросил Пушков.
Но, не получив ответа на свой вопрос продолжал:
- Я думаю так: к женщине надо подкатываться снизу. Женщины это любят и только делают вид, что они этого не любят.
Тут Пушкова опять стукнули по морде.
- Да что же это такое, товарищи! Я тогда и говорить не буду,- сказал Пушков.
Но, подождав с четверть минуты, продолжал:
- Женщина устроена так, что она вся мягкая и влажная.
Тут Пушкова опять стукнули по морде. Пушков попробовал сделать вид, что он этого не заметил и продолжал:
- Если женщину понюхать...
Но тут Пушкова так сильно трахнули по морде, что он схватился за щеку и сказал:
- Товарищи, в таких условиях совершенно невозможно провести лекцию. Если это будет ещё повторяться, я замолчу.
Пушков подождал четверть минуты и продолжал:
- На чем мы остановились? Ах да! Так вот. Женщина любит смотреть на себя. Она садится перед зеркалом совершенно голая...
На этом слове Пушков опять получил по морде.
-Голая,- повторил Пушков.
Трах! - отвесили ему по морде.
-Голая! - крикнул Пушков.
Трах! - получил по морде.
-Голая! Женщина голая! Голая баба! - кричал Пушков.
Трах! Трах! Трах! - получил Пушков по морде.
-Голая баба с ковшом в руках! - кричал Пушков.
Трах! Трах! - сыпались на Пушкова удары.
-Бабий хвост! - кричал Пушков, увертываясь от ударов. - Голая монашка!
Но тут Пушкова ударили с такой силой, что он потерял сознание и как подкошенный рухнул на пол.
\12 августа 1940\
*
«- Ва-ва-ва! Где та баба, которая сидела вот тут, на этом кресле?
- Почём вы знаете, что тут сидела баба?
- Знаю, потому что от кресла пахнет бабой (нюхает кресло).
- Тут сидела молодая дама, а теперь она ушла в свою комнату, перебирать гардероб».
\Август 1936\
*
Прошу данное исследование считать авторефератом соискателя степени кандидата филологических, исторических и медицинских наук Гвардея Цытылы.
Гвардей Цытыла