gvardei (gvardei) wrote,
gvardei
gvardei

КОНСТРУКЦИЯ ОБ АВТОРСТВЕ


Р.Н. Ланкин в недавней программной беседе со мною, которая в обозримом будущем станет известна, как «Великий спор Казбека с Шат-горою», предположил следующую интересную конструкцию:
*
Писатель X в своём очередной рассказе (повести, романе) работает над образом персонажа Z. Получается более-менее подробный «словесный портрет», наделённый вполне человеческими и вполне уникальными чертами характера. Рассказ (повесть, роман) публикуется, быть может, - нет, но, так или иначе, проходит какое-то время, - годы, возможно, - и где-то на планете Земля образ Z получает вполне материальное выражение. То есть, попросту говоря, из-под пера писателя X появляется вполне конкретный человек Z. Он живёт себе, живёт, быть может, вовсе не подозревая о том, что своим появлением на свет и своею судьбою он обязан писателю X.
*
Ну, а что, разве не говорил просвещённый читатель, глядя на какого-нибудь человека: «Воистину, чеховский персонаж!.. Ну, вылитый Осип Дымов!..» - или же – «Ну что за монструозная тварь, - прямо-таки из мамлеевской «Утопи мою голову!» Обычно подразумевается, что автор «наблюдает и описывает персонажей из реальной жизни», - позвольте, почему же тогда существуют «гоголевские», «достоевские», «чеховские» персонажи?.. То, что у каждого из писателей присутствует «авторское зрение», выхватывающее именно «своих персонажей», - это ещё бабушка надвое сказала… А именно: с тем же успехом можно заявить о том, что авторы «генерируют» своих героев, и те, воплотившись, в скором времени становятся частью нашей реальности. Вот что сказала бабушка в дополнение к первому мнению.
*
И если это так, и если это «генерирование» действительно происходит, то невольно задумываешься вот о чём: переиначивая знаменитое «мы в ответе за тех, кого мы приручили», можно говорить и о том, что «мы в ответе за тех, кого мы придумали».
*
Ибо количество бесталанных писателей, «генерирующих» орды бесталанных уродцев, растёт год от года. (Вполне возможно, что наибольшее число графоманов ныне обитает в Китае, Индии, Нигерии, Бразилии, - впрочем, это совсем не обязательно. Я думаю, что, как существует вывоз капиталов из стран Европы и Америки в страны Третьего мира, - так же существует и «вывоз образов» оттуда же туда же…) Итак, бесцветные, беспомощные, карикатурные, порочные твари, заполоняющие мир, - это «дети» неких литераторов, которые плодят их батальонами, полками, дивизиями, армиями…
*
И второе. Если всё это так, то у каждого литератора существует реальная опасность погибнуть от рук своего собственного персонажа, который вдруг осознал своё убожество и, паче того, узнал причину того. Пришёл, пьяный, и пустой бутылкой из-под виски шарахнул бедного писателя по башке… А и правильно, а и не пиши, что попало…
*
Забавно, - вполне возможно, если бы всё то, что я описываю, было правдой, большинство графоманов благополучно заткнулось бы… Толковые писатели стали бы писать весьма осмотрительно и осторожно. И только самые «неподдающиеся» продолжали бы писать всякую дрянь и муть, появляясь на людях в сопровождении вооружённой охраны, состоящей из описанных ими же самими головорезов…

ГЦ
Tags: Конструкции
Subscribe

  • ПЯТАЯ

    Однажды ближе к вечеру кыса Миука сидела в своём любимом кресле-моталке, читала рассказы Хулио Кортасара и громко плакала, потому что было…

  • КЫСОПСИХО

    Однажды кыса Миука надела грустную шапку с бронзовым колокольчиком и пошла к ргапу Ргапу. Тот сидел возле своей будки и учил английское слово…

  • ТРИ ТРЕВОЖНЫХ ДНЯ ИЗ ЖИЗНИ КЫСЫ МИУКИ

    Однажды кыса Миука позвонила в полицейский околоток и заявила, что у неё за стеной какой-то оркестр третьи сутки безостановочно играет «Полёт…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments