Вот говорят, что «женщина любит ушами»… Я же скажу: куда им, женщинам, до меня! Более того, я не только люблю, я ещё и презираю, и даже ненавижу ушами…
*
Вчера в автобусе какой-то тип, сидящий рядом со мной, достал из кармана сотовый телефон и стал с кем-то долго и нудно разговаривать. А.Б., сидевшая напротив меня, долго не могла понять, что это со мной, - почему это меня так корёжит, морщит и выворачивает… Только после того, как мы покинули автобус, я ей попытался объяснить: вот этот самый тип, сидевший рядом со мной, говорил так отвратительно, что меня действительно чуть не стошнило… Я не слышал и не понимал смысла проговариваемого им, меня бесили интонации, способ звукоизвлечения, да что там, – всё, всё в речи этого типа меня бесило!.. Хотя я даже не удосужился посмотреть, как он собственно, выглядит. Мне было достаточно того, что речь его тошнотворна…
*
Кстати, моё разочарование в Иосифе Бродском началось с того самого момента, когда я впервые услышал, как он читает свои собственные стихи. Это было не чтение, а какая-то фонетическая рвота. И вот именно с тех пор я не мог уже относиться к нему «по-прежнему», - попросту, я считаю, что человека очень чётко и недвусмысленно характеризует то, как он обращается со своим голосовым аппаратом. Всем же известно выражение «высокомерная речь», - и, когда мы слышим что-то подобное, мы тут же делаем предварительные выводы о человеке, который позволяет себе подобную речь. В контексте этого, - почему бы не делать эти самые «предварительные выводы» не только о высокомерии, но и о других душевных качествах?..
*
То, что «можно ошибиться», - естественно, можно… Но, в любом случае, когда вы увидите даму , которая нарисовала помадой губы у себя на щеке, первой мыслью будет отнюдь не то, что она страдает болезнью Паркинсона или чем-нибудь в этом духе, а, попросту, что дама пьяна в дым. Или с головой не дружит. И лишь потом вы можете изменить это мнение. Вот и я: слышу чью-то речь, и составляю примерный образ человека.
*
Причём речь не идёт, скажем, о литературности, интеллигентности, лексиконе, - нет, звучность, обертоны, объёмность, пространственность звучания, фразировка, гибкость, музыкальность, - вот что меня в первую очередь привлекает. Понимаете ли, лексикон можно увеличить, литературность привить, интеллигентность, с грехом пополам, продемонстрировать (даже при её отсутствии), - а вот всё то, что я перечислил чуть выше, не поддаётся «воспитанию и дрессировке». Или это есть, или этого нет… Как рост.
*
У многих из моих друзей совершенно роскошная обыденная речь, - бывает, Дима Коршун рассказывает что-нибудь своим роскошным глубоким баритоном, а я слушаю сие, как музыку… Куда-то вовсе запропавший Деревягин, - что за голос… И Игорь Набоких, aka Пантеон Забутов, - о, порой его речь, если он «в ударе», так и хочется записывать и тиражировать на CD, как образец настоящего мужского голоса… И Роман Николаевич Ланкин недалеко от упомянутых мужей ушёл… Так что, получается, хочу я этого, или нет, но и друзей я себе выбираю по этому признаку, который многим может показаться, по крайней мере, странным… Конечно, всё это происходит совершенно бессознательно; да пускай бы и сознательно, - чем плохо?.. Вот как начну выбирать себе друзей молоденьких да смазливых, - тогда, считай, приехали...
ГЦ