gvardei (gvardei) wrote,
gvardei
gvardei

ЛАБАРДАН



Время от времени, когда мой разум начинает размазываться по экрану телевизора, а сам я вдруг начинаю вдумываться в то, о чём толкует мой «домашний гипнотизёр», та или иная фраза вдруг производит эффект «вскипания мозгов»; вот и нынче, в какой-то рекламе косметики я слышу:

«ВЫ УВЕРЕНЫ, ЧТО УХОД МОЖЕТ СОЗДАВАТЬ МОЛОДОСТЬ КОЖИ?»

А чуть позже:

«НОВАЯ «АКТИВИА-ФРЭШ»… ЕЁ ТАК ЛЕГКО ПИТЬ…»

В 90% рекламных роликов вместо русского языка, - какая-то тарабарская грамота, состоящая, казалось бы, из русских слов, но по результату слышатся совершенно искусственные конструкции, «злокачественные новообразования», которые упорно формируют очередной вариант «галантерейного языка».

Как появляются эти уродливые конструкции, понять несложно: английский язык имеет совершенно иную синтаксическую структуру; телевизионщики и рекламщики, по всей видимости, давно и серьёзно экономят на толковых переводчиках, в результате чего какие-то парчушки и хабалки не переводят, а калькируют английские тексты. После чего в эфире и раздаётся всевозможная дичь, вроде «жевательной резинки с жидким центром» и похвалы некоей жидкости, которую «так легко пить». Прелесть ситуации в том, что не придерёшься, - «её так легко пить!» - слова все нашенские, посконные, домотканые… И можно было бы, действительно, всё свалить на непрофессионализм людей, занимающихся рекламой. Тем более, этот непрофессионализм виден на каждом шагу… Но мне интересен вот какой взгляд на всё на это…

Если ваш знакомый вместо фразы «Пойду, схожу до ветру!» вдруг произнесёт «Иду идти к ветру!» - вы серьёзно обеспокоитесь по поводу его вменяемости: может, микроинсульт шарахнул, поразил речевой центр?.. Если жена вместо «Есть хочешь?» вдруг рявкнет «Предлагаю еду!», муж тоже весьма испугается и начнёт выспрашивать: а не случилось ли чего, а всё ли в порядке, а белые мухи в глазах не кажутся?..

Вот это ощущение неорганичности, инаковости, - оно очень здорово задевает. А если, помимо всего прочего, слова эти подаются уверенно, нагловато, - волей-неволей задумаешься: А, МОЖЕТ, ЭТО НЕ ОНИ НЕПРАВИЛЬНО ГОВОРЯТ, МОЖЕТ, ЭТО СО МНОЙ, C МОЕЙ РЕЧЬЮ ПРОБЛЕМЫ?..

Вот тут-то и взлетают в воздух петарды, поёт хор мальчиков, наступает момент истины: главное в любой рекламе, - посеять в человеке неуверенность, невнятность чувств, и на этой основе уже начать ФОРМИРОВАНИЕ новых вкусов, новых пристрастий, НОВЫХ РЕЧЕВЫХ ОБОРОТОВ. Казалось бы, зачем?..

Да есть зачем. Сформировав новый лексический и синтаксический аппарат, новую понятийную систему, гораздо проще воздействовать на людей, создавать у них чувства ложной исключительности и ложной сопричастности.

(Вроде того, - как там, в «Ревизоре?» -
«Как называлась эта рыба?..» - «Лабардан-с…» - «Я доволен, я доволен. (С декламацией.) Лабардан! лабардан!»)

ГЦ
Tags: Вопросы языкознания
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • * * *

    Увези меня трамвай В край неспешный малолюдный Акварельный и этюдный Ну же трогайся давай Долго ль ехать кто бы знал Я придумаю по ходу Ну никак…

  • В ОЖИДАНИИ КАНКАНА

    Пу – солнце нашей поэзии, Нани – супруга солнца. Пу и Нани на званом приёме, народу великое множество, музыка играет, штандарт скачет. Нани…

  • 100

    Странно вдруг понять, что вся прекраснодушная гуманитарная болтовня, которой нас откармливают, как на убой – всё про мир, да про демократию с…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments