?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Flag Next Entry
«СЛОМАННЫЕ СПИЧКИ, БРОШЕННЫЕ В УГОЛ…»
gvardei


Согласно довольно запутанным древнегреческим источникам, фригийский царь Мидас, здорово выручив пьяного в дугу учителя Диониса Силена, тем самым пришёлся богу вина по нраву, и наградил того даром обращать всё, к чему бы ни прикоснулся Мидас, в золото. Тот поначалу обрадовался, и тут же стал неумеренно превращать, но после очень расстроился, вольно или невольно прикоснувшись к своей любимой дочурке. Та, разом пожелтев, стала очень полновесной и дорогой, но Мидас тут же подался к Дионису и попросил лишить его этого дара. Дионис вошёл в положение Мидаса и посоветовал тому, дабы избавиться от столь неумеренной хризоургии, искупаться в речке Пактол. На том наваждение и прекратилось.
*
Помнится, в детстве, когда я узнал эту легенду, я очень расстроился за Мидаса, и отнюдь не по поводу дочери. Думал я так: «Какого чёрта было просить Диониса полностью отказываться от этого дара? Надо было попросить всего лишь, чтобы дар работал при особых обстоятельствах: скажем, требуется сказать «Цицерон разбушевался», три раза топнуть ногой и щёлкнуть пальцами правой руки, - и ты можешь любую дрянь превратить в золото. А когда тебе этого не требуется, - выключи машинку, скажи: «Геродот доволен», три раза присядь и щёлкни пальцами левой ноги.
*
Примерно такие же мысли одолевали меня после просмотра славного детского кино «Тайна железной двери» (1971, по книге Юрия Томина «Шёл по городу волшебник») Напомню, что в фильме главный герой попадает в трансформаторную будку, где сидит какой-то мальчик, считающий коробки спичек, - ему требовалось, помнится, миллион коробков. Спички волшебные, достаточно переломить спичку и загадать желание, оно и сбудется; наш герой хватает один коробок, убегает, и потом весь фильм творит всякие милейшие несуразности. В конце концов там, конечно же, торжествует мораль, - вроде того, что «чудеса надо совершать самим, а не спички ломать». И вот именно что конец фильма меня совершенно не устраивал.
*
Мне раз за разом представлялось, что было бы, если бы у меня оказался один-единственный коробок волшебных спичек. А когда у меня осталось бы две-три спички, я, конечно, загадал бы, чтобы у меня появилось ещё коробков десять таких же волшебных коробков… И жил бы себе всю свою жизнь, припеваючи и разбрасывая направо и налево надломленные спички.
*
Вот эта странная, невиданная детская алчность меня ныне как-то неприятно удивляет: Господи, неужели ЭТО Я был ТАКОЙ?.. Не то, что ныне я такой уж совсем простодырый бессребреник, но сволочиться ради какого-то барахла не стану, - СЕБЕ ДОРОЖЕ.
*
И такая гипотеза сразу появляется: а, может быть, все эти мильонеры-мильярдеры, - просто дети малые, сидящие в трансформаторной будке и слушающие одну-единственную пластинку: «Я самый великий волшебник, я самый великий волшебник, я самый великий волшебник…» etc.?.. Просто не выросли они по какой-то причине, вот и считают свои коробки, как проклятые…

ГЦ


  • 1
Кстати да, в детстве я тоже поразился, почему нельзя было бы последним желанием загадать продление халявы. Правда, это было по поводу «Шагреневой Кожи» Оноре де Бальзака, но сути дела-то это не меняет.

(сонно позевывая)

Подробная инструкция по эксплуатации описана у АСПушкина в сказке о рыбаке и рыбке. Как алчно все начиналось и как скучно закончилось. Жуть.

тоже помню

ну кто же о спичках-то не мечтал. Я даже реальные ломал втихаря, но вальс Шопена ( №7) в 9 лет сам собой не игрался, и футбольное "Динамо" чемпионом не становилось.
Фильм мне запомнился тем,что там сыграл милиционера Александр Иванов,великий наш пародист,запомнилась песенка "О как мне ску, о как мне ску, прогнать бы черную тоску". И еще, когда показали кино по телику,дед срезюмировал - "Да,смело в сказке показали". Речь была о конвейере бюстов Волшебника. Позже я понял,что он имел в виду.

Re: тоже помню

В принципе, "Тайна железной двери", - модернизированный "Старик Хоттабыч". Сюжетная линия и мораль всё те же. Одно только - старик Хоттабыч "винтажный", ветхозаветный, но очень хороший, а этот пацан в будке "продвинутый", но мерзкий.

  • 1