В первых (да, особенно в первых сериях) «Ну, погоди!» обращает на себя внимание вот какое обстоятельство: когда действие происходит в городе, - тот совершенно пуст, вернее, почти пуст, - иные персонажи, помимо Волка и Зайца, появляются только затем, чтобы каким-то образом поучаствовать в сюжете. Будь то, скажем, милиционеры-бобры, увозящие несчастного Волка в коляске милицейского мотоцикла в неизвестность… Или ещё кто, не упомню… Особенно странным (и даже страшным) выглядит мёртвый троллейбус, движущийся по пустым улицам, зачем-то останавливающийся на остановках, хлопающий дверьми и, - без водителя, без пассажиров… Да, и стадион, огромный, освещённый слепящим солнцем и абсолютно пустой стадион, по которому, внезапно выныривая из небытия, бродят какие-то неприкаянные существа, волей-неволей принимающие участие в ходе действия.
*
Всё это касается, скажем, и американских мультфильмов поры 40-60-х годов; нетрудно догадаться, что у всего этого, - чисто техническая подоплёка: какого чёрта рисовать (вручную!) какой-то сложный неподвижный антураж, и уж, тем более, массовку, которая не принимает никакого участия в сюжете! Себе дороже.
*
А вот и компьютерные игры, - в них мы можем наблюдать примерно то же самое: по ходу действия появляются те или иные персонажи, которые тут же начинают участвовать в «представлении». В самых простых «ходилках-стрелялках» всё было именно так; попозже, в каком-нибудь «Quake-2», стали появляться какие-то непрестанно ноющие бедолаги, ползающие на карачках. Их можно было лишь пристрелить, чтобы не мучились; в этом случае из некоторых вываливались обоймы патронов или ещё какая-нибудь лабуда. Понятно, что, чем больший информационный объём могли задействовать разработчики, тем больше в игре появлялось всякого рода вот таких недотыкомок, - хотя понятно, что тут всегда имеется какой-то допустимый предел, иначе любую игру можно завалить этим своеобразным мусором…
*
Невольно переправляю все эти рассуждения на свои собственные сновидения, и понимаю, что тут эта штука не срабатывает: да, есть сны - «Ну, погоди!», и есть сны – «Doom-2», но часто видения столь переполнены всевозможным «статистами», что даже во сне это поражает… Один такой сон, случившийся лет двадцать назад, до сих пор холодит мне душу: сотни то ли мёртвых, то ли «зомбированных» людей в центре Томска танцевали какой-то ужасный механический танец, а я ходил между ними и наблюдал особенности движений одного, второго, сотого, - когда я смотрел на одного, боковое зрение отмечало многообразие движений всех, находившихся в поле видимости…
*
Так что со сновидениями, - что-то иное, и потому я даже соваться сюда не стану. Но вот довольно точную аналогию со старыми мультфильмами и простенькими «шутерами-квестами», как мне кажется, я нашёл.
*
Это наши фантазии о грядущем: в них вообще никогда нет «лишних людей в кадре», там лишь те, кого мы так ли, иначе, связываем со своим будущим. А это, нетрудно догадаться, очень небольшая «актёрская группа». Фантазировать на тему «массовки» нам даже в голову не приходит…
*
То-то и оно; если в «Ну, погоди» случайные персонажи всё-таки встречаются, - то на пляже валяются, то разгуливают по парку, - сложно предположить, что они наделены свободой воли и могут самостоятельно изменить сюжет очередного выпуска сериала.
*
А вот та самая «массовка», на тему которой мы даже не находим нужным фантазировать, - она-то… она-то и изменяет нашу жизнь раз и навсегда, кардинально, железобетонно. Это то, что и называется «Промысел Божий», да?..
ГЦ