gvardei (gvardei) wrote,
gvardei
gvardei

Category:

«THE LENNON SISTERS» и «THE BEATLES», - ЭТО НЕ ОДНО И ТО ЖЕ!

"The Lennon Sisters"

У меня очередное наваждение, - занимаюсь историей вокальных джазовых и эстрадных ансамблей XX века. Попутно, понятное дело, скачиваю из сети всё, что удаётся найти «согласно заявленной теме».
*
И просто шалею от обилия этих ансамблей и групп, - в основном в сети, конечно, англоязычные названия, не отличающиеся особым разнообразием, всё «братья» да «сёстры», но зато их столько… «Ames Brothers», «McGuier Sisters», «Mills Brothers», «Andrew Sisters»… «Four Lads», «Four Freshman», «Four Aces», «Four Preps»… Вот 30-e годы – «Boswell Sisters» или «Comedian Harmonists», вот 40-е, - те же «Modernaires», вот 50-е, - «The Hi-Lo’s», вот уже начало 60-х, - «Lambert, Hendricks & Ross», чуть попозже, - «The Swingle Singers»…
*
Да нет же, и дальше были имена: 70-е – «Singers Unlimited», конец 70-х и по сей день, - «Manhattan Transfer», ныне, - «New York Voices», «Take 6», «The Real Group»… Но, сказать по чести, многим ли из моих читателей известны эти названия?.. Скажем так: вокальные ансамбли стали «элитой», а лучшие из них, - безусловными эталонами качества вокального мастерства, однако все эти чудесные эпитеты означают лишь одно, - их мало кто знает.
*
И как это отличается от времён былых, тех же пятидесятых годов в Америке… Мне накрепко засела в память сцена из второй части «Back to the future» Земекиса: на сцене колледжа стоит вокальный квартет (или квинтет), состоящий из учащихся этого колледжа, и очень мило распевает знаменитую песенку «Mr. Sandman». Конечно, фильм сознательно идеализирует «золотые времена» эпохи Эйзенхауэра, но все равно, - даже молодёжь тянулась к ансамблевому пению, то есть это был обычный качественный уровень, а отнюдь не что-то сверхъестественное. А в 70-е годы всё это вдруг исчезло, ну, не сразу и не совсем, однако всё-же можно говорить о «резком качественном изменении». Что до нашего времени, - ныне почти невозможно себе представить, чтобы молодые люди собирались эдак после учёбы, и старательно учили бы вокальные партии какой-нибудь развесёлой песняры, вроде «Together wherever we go»...
*
Можно сказать: вот, была мода на вокальные группы, была-была, да вся вышла. Однако меня это ни в чём не убеждает. Мода, - штука дурацкая, безусловно, но она не проходит вот просто так, без более-менее явных причин. Тридцать лет была мода, – и вдруг исчезла?..
*
Кое-какие ответы у меня, кажется, есть. Если рассматривать работу вокального ансамбля с точки зрения «экономической целесообразности», - то штука это весьма «затратная». Репетиций, - море, причём весьма непростых и физически, и психологически. Выход на сцену, - один на сто часов предварительной подготовки, внезапные замены в составе практически невозможны. Репертуар нарабатывается медленно, годами, репертуарная политика негибкая, - что пели пять лет назад, поётся и сейчас, да плюс полторы новые песни. Однако если «гнать количество», - о реальном качестве и говорить не стоит. Песен, способных стать действительными украшениями программы, - единицы, слишком специфический жанр. Поэтому разным группам приходится перепевать одни и те же песни, причём аранжировки мало чем отличаются друг от друга…
*
В общем, вокальные ансамбли не выдержали конкуренции с тем, что в советские времена стали называть «ВИА», - там всё было предельно упрощено и пущено «на поток», - именно с этих пор, с середины 60-х годов бас-гитарист становится объектом постоянных и не очень добрых шуток, ибо «музыкантом» в полном смысле этого слова его и назвать-то нельзя: партии примитивны, однообразны, дураку доступны. Ритм-гитарист и прочие немногим лучше. Взять хотя бы те же «The Beatles», - ну, какие они музыканты?.. (Хотя вокалисты они были подчас очень неплохие, взять хотя бы «If I feel»)
*
То есть «гибель» вокальной традиции обусловлена всё той же «рыночной конъюнктурой»: гораздо проще сварганить три-четыре «Satisfaction», чем, скажем, одну «Because». Поток, конвейер, штампованные детальки, - вот что пришло на смену «штучному товару».

ГЦ
Subscribe

  • В ОЖИДАНИИ КАНКАНА

    Пу – солнце нашей поэзии, Нани – супруга солнца. Пу и Нани на званом приёме, народу великое множество, музыка играет, штандарт скачет. Нани…

  • НУДЬГА

    Гвардей Цытыла в гостях у семейства Боредомовых. Сидят за обеденным столом: Акакий Боредомов, Мальвина Боредомова, их чада Уксус и Китай. Под…

  • КАРТИНЫ СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ

    1. Непутёвое дитя Ардальон учит букву «аз». Ардальон: Аз! Аз! Аз! Аз! Аз! Появляется мать его, Митральеза. Митральеза: Почто ж ты у нас такой…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments