Итак, известная каждому с детства сказка, построенная по принципу расширяющихся циклов. Напомню: старик забрасывает в море невод, с третьего раза ему попадается Золотая Рыбка. Старик отпускает его, по приходу домой рассказывает всю эту историю своей жене. Та бранит его:
«Дурачина ты, простофиля!
Не умел ты взять выкупа с рыбки!
Хоть бы взял ты с нее корыто,
Наше-то совсем раскололось».
Старик возвращается к морю, кличет рыбку, та же отвечает ему:
«Не печалься, ступай себе с богом,
Будет вам новое корыто».
Далее же довольно заунывно идёт повторение сюжета со всевозрастающими запросами старухи; итак, если по порядку:
1. Старуха требует корыто.
2. …избу.
3. …достоинство столбовой дворянки.
4. …хочет быть вольною царицей.
5. И, наконец,
«Хочу быть владычицей морскою,
Чтобы жить мне в Окияне-море,
Чтоб служила мне рыбка золотая
И была б у меня на посылках».
Бедный старик, услыхав такую «хотьбу», понял, что старуха действительно сошла с ума: как можно пытаться подчинить себе силу, которой ты, собственно, и обязан всем тем, что у тебя есть?.. Однако, подчиняясь насилию, он идёт к морю, передаёт Рыбке безумное требование старухи.
«Ничего не сказала рыбка,
Лишь хвостом по воде плеснула
И ушла в глубокое море».
Финал, - ожидаемый, и, в то же время, парадоксальный:
«Глядь: опять перед ним землянка;
На пороге сидит его старуха,
А пред нею разбитое корыто».
Ведь вполне можно было бы ожидать со стороны Золотой Рыбки какой-нибудь жуткой кары, направленной на сволочную старуху: уж и обнаглела, уж и вовсе оборзела… Пламень и жупелы адские, скрежет зубовный и прочие атрибуты возмездия, - но нет, рыбка Золотая избрала гораздо более жуткий способ наказания: дурную бесконечность. Ибо, в принципе, «Сказку о рыбаке и рыбке» можно читать, зациклив финал с началом:
Снова идёт старик, снова ловит Золотую рыбку, снова старуха хочет, требует и наглеет, снова доходит до безумия, снова оказывается у разбитого корыта, – и так сотни, тысячи раз… Очень, я сказал бы, буддийскую сказку оставил нам Александр Сергеевич… «Тобой владеют желания, ты не в состоянии с ними справится? А, - и получай новое воплощение. И крутись в колесе этой тягомотины, покуда хоть немного не поумнеешь…»
Да что же буддизм?.. Что, в нашей реальной жизни, отнюдь не китайской, не тайской и не японской, не видим мы всё тот же «призрак неутолённых желаний»?..
«Узнав, что Пирр согласился помочь Таренту, \оратор и дипломат\ Киней спросил у царя: «Римляне — народ храбрый и воинственный. Если боги пошлют нам победу, то как мы ею воспользуемся?» На это Пирр ответил: «Если мы победим римлян, то вся Италия окажется в нашей власти». После некоторого молчания Киней спросил снова: «Ну, а когда Италия окажется в нашей власти, что мы будем делать после этого?» «По соседству с ней,— ответил Пирр,— находится Сицилия, богатый и плодородный остров. Там, не прекращаются народные волнения и всяческие беспорядки, и его нетрудно завоевать». «Прекрасно,— сказал Киней,— но покорение Сицилии будет ли последним нашим завоеванием?» «Нет! — воскликнул Пирр.— Это будет только началом. Ведь из Сицилии нетрудно достигнуть Африки и овладеть Карфагеном». «А располагая такими возможностями,— продолжал Киней,— мы затем легко подчиним Македонию и вместе с тем и Грецию. Но вот что мне не ясно: когда мы выполним все эти планы, что мы будем делать дальше?» «Тогда,— засмеялся Пирр,— мы будем жить в мире и спокойствии, будем проводить время в пирах, веселье и дружеских беседах». «В таком случае, - сказал Киней,— к чему эти войны, опасности, кровопролития, когда ты уже теперь располагаешь всеми условиями, чтобы жить в мире и спокойствии и проводить время в пирах и дружеских беседах?» (с)
Итак, серьёзность желаний и намерений возрастает раз от раза, но СБОЙ ПРОГРАММЫ происходит именно тогда, когда «человек желающий» теряет всякое представление о реальности и грубо взыскует к силам, у которых НЕЛЬЗЯ НИЧЕГО ТРЕБОВАТЬ. Мне кажется, что век двадцатый и начало века двадцать первого, - именно та самая эпоха, когда случится упомянутый «сбой программы». И, дай нам, Господь, оказаться ТОЛЬКО ЛИШЬ У РАЗБИТОГО КОРЫТА…
ГЦ