gvardei (gvardei) wrote,
gvardei
gvardei

Categories:

ИГОРЬ НАБОКИХ: 1979-1982


И.Набоких,  И. Иванов,  А. Ильин - 1982
И.Набоких, И. Иванов, А. Ильин - 1982


Когда ему классе в восьмом, помнится, попалась в руки какая-то весьма побитая и несчастная семиструнная (переделанная в шестиструнную) гитарёшка, как мы их называли, «за 20 рублей», он понятия не имел, как она настраивается, все эти пресловутые «ресисольрелями», и придумал свой строй. Используя его, он сочинил несколько первых песенок, кажется, «тяжеленных», и, конечно же, на английском языке.
*
Мне даже помнятся некоторый строки из его первых опусов. Например:

«And I go like overdrive horse…»

То есть будто бы «А я бреду, как загнанная лошадь…»

Это была очень брутальная песня.
*
Мы (я, - с подачи Игоря) были тогда большими почитателями «Alan Parsons project», который, кстати говоря, существует и по сей день, вот, буквально недели три назад купил новый релиз, 2009 года, «That never was». Для тех, кто не в курсе, - с середины 70-х годов знаменитый звукоинженер и продюсер Алан Парсонс и композитор Эрик Вульфсон довольно регулярно выпускают концептуальные альбомы: каждый из них посвящён вполне конкретной теме. Скажем, «I robot», 1977 год, - по произведениям Айзека Азимова, «Pyramid», 1978 год, - действительно посвящён пирамидам, древнему Египту, ну, и так далее. Нетрудно догадаться, что мы решили действовать в том же самом направлении, то есть, скажем, брали какой-нибудь фантастический рассказ, и по его сюжету сочиняли музыку и тексты. Поначалу мы вымучивали из себя какой-то англоязычный кошмар, что-то вроде

«But robots everywhere…»,

но вскоре поняли, что с нашим знанием английского мы очень скоро окажемся в «творческом тупике». Так что «проект» по рассказу Эдгара По «Маска красной смерти» мы уже творили на русском. Разделение ролей было такое: Игорь сочинял музыку, я на неё писал диковатые тексты, которые, тем не менее, очень хорошо орались…

(«Люди, веселитесь, не ведайте забот,
Пейте вина и кружите в танце,
Не думайте о то, что в будущем вас ждёт,
Вас окружает замка мощный панцирь!
Маскарааааааааааад,
Маскараааааааааааааааад!!!» etс.)

*
Но тут произошло странное: мы с Игорем поссорились, и, учась в одном классе, не разговаривали друг с другом практически целый год. Причина ссоры мне до сих пор кажется столь сюрреалистичной, что читатель, узнав все тонкости ситуации, станет сомневаться в психической вменяемости участников ея. Скажу коротко: ссора произошла из-за одной пачки болгарских сигарет… то ли «Родопи», то ли «Интер», то ли «Вега»… Не важно.
*
Только лишь в десятом классе, осенью 1981 года, мы «помирились», - вся абсурдность ситуации в том и заключалась, что формально мы не ссорились… Ладно же. За время разлада я разучил и отчаянно распевал 1000 песен Дольского, 1000 песен Окуджавы, 1000 песен Никитина и 1000 песен иных авторов. То есть, как говорится, я «открыл для себя мир авторской песни». Кроме того, я написал пару-тройку «собственных» песен на стихи Бёрнса, ещё уж не помню кого, - так что я считал себя уже вполне сформировавшимся автором.
*
Я, конечно же, тут же спел все разученные и собственные песни Игорю, ожидая того, по всей видимости, что вот сейчас он о восторга потеряет сознание. Однако куда там, - Игорь «в ответ» продемонстрировал мне целую тысячу песен собственного сочинения. Домашняя библиотека у него была большая, так что Игорь, не долго думая, возьмёт, скажем, собрание песен Беранже, и чуть ли не на каждое третье стихотворении е напишет собственную песенку. (О, там были великолепные хиты, скажем, «Марго»…) А потом, покончив с Беранже, возьмётся за полное собрание сочинений Леонида Мартынова, а потом за Стивенсона, ну, и так далее; так что песен у него было действительно, как у дурака фантиков. Я завидовал ему невероятно. И жутко обидно было за «пропущенный» год, - по младым-то летам сколько было потеряно тех же песен, того же куража…
*
Ну, да, помнится, именно в 10-м классе я купил в «Букинисте» чудесный сборник иностранных поэтов о любви, - кажется, он так и назывался, «Песнь торжествующей любви», библиотека издательства «Молодая Гвардия» вроде бы… Я дал его почитать Игорю, и в скором времени миру был явлен весьма необычный блюз, с каких-то пор именуемый «Джейн», хотя стихотворение Леонарда Коэна именовалось «Старый дождевик»…

(см. http://en.wikipedia.org/wiki/Famous_Blue_Raincoat)

Ни о каком Коэне мы в 1982 году, понятное дело, не слышали, и когда годами позже я услышал эту песню в авторском исполнении, я был весьма разочарован и тому искренне рад: у Игоря она, как мне кажется, намного более талантлива и… и… В общем, да.
*
Довольно скоро (хотя и не без рецидивов) я перестал завидовать Игорю, - дело тухлое: этот безумный самоучка творил, что хотел, ломал все известные представления о мелодике, о гармонии, о структуре песни, о тестах, на которые «можно» писать музыку… Чему тут завидовать? - только восхищаться, только лишь осознавать, что вот, рядом с тобой, - самый обыкновенный гений сидит и коньяк глушит… Уже в десятом классе он написал несколько песен, которые поёт и по сей день, - скоро будет тридцать лет, как… Само по себе это говорит о многом.
*
Я неоднократно заявлял о том, что не верю в случайности ни в каком виде, и в этом остаюсь твёрдо убеждён. Но волей-неволей думается иногда: вот перевели отца Игоря со строительства нефтехимического завода в Салавате на повышение, - главным инженером Томского нефтехима… Вот поселились они семьёй на улице Косарева, бывшей Чуйской… Вот зачислили его и его старшего брата в школу № 50, - туда, где и я учился. Но вот, скажем, записали бы его не в мой, «В» класс, а в «А» или «Б», - и всё, дело пропащее: классы между собой не очень-то дружили, у каждого был свой круг, свои дела. Как бы сложилась моя жизнь в таком раскладе?.. Столько бы прошло мимо меня, - что и подумать-то страшно…
*
Ну, да, ну, да… Ничто назначенное нас не минует, - «но пока мне рот не забили глиной, из него раздаваться будет лишь благодарность»… (с)

ГЦ
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • ФАНТАЗИЯ НА ТЕМУ ИДЕАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

    Может быть, со времён Circlesongs (1997) господина McFerrin в голове моей поселился некий образ-процесс, разумеется, утопичный и нереализуемый, но…

  • 100

    Психически Истощённый Страдалец толкует: «Жизнь невыносима, взаимоотношение людей ад, исход ведом». Жизнерадостный Идиот с пониженным болевым…

  • * * *

    В небе, по цвету похожем на исхоженный лёд, Тихо гудит давно потерявшийся самолёт. То ли полгода, больше ли, про него и забыли давно, Тем не менее,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments