«Профессор Бердвиссл (…) установил, что в среднем человек говорит словами только в течение 10-11 минут в день, и что каждое предложение в среднем звучит не более 2, 5 секунд». (Алан Пиз, «Язык телодвижений»)
Ну, да, средние показатели. Однако я работаю в школе, и не кем-нибудь, а учителем истории, обществознания, основ правовых знаний, курса «Мировая художественная культура» и иной прочей хрени, которая вдруг придёт в голову какому-нибудь очередному министру образования РФ с бодуна или в кумаре. То есть я даже не учитель математики, который поговорит пять минут в начале урока, а потом сидит и с умным видом считает пальцы на ногах (по памяти). Я практически непрерывно говорю минут по 30 в течение академического часа; в среднем у меня (в этом году) всего по 4 урока, то есть в день я непрерывно говорю не 10-11 минут, а раз в десять (как минимум) побольше.
Волей-неволей в памяти всплывают ламаистские молитвенные мельницы. Ходит монашек по монастырю, и крутит эту самую мельницу. А в мельнице, - бумажки махонькие, и на каждой, - написана молитовка, вроде пресловутой «Ом мани падме хум». Один оборот мельницы приравнивается к одновременному произнесению всех тех молитовок, которые внутри неё болтаются. Существуют даже вполне определённые стандарты: сколько же миллиардов раз надо «произнести» молитвы, дабы достигнуть должного просветления. Ну, там вертеть-крутить эту самую мельницу до морковкиного заговения, - то есть не стоит думать, что покрутил год-другой, и ты уже сподобился…
Вот и про себя, - хоть я и не буддист, а волей-неволей приходит в голову эта параллель: говоря в десять раз больше среднестатистического человека на протяжении последней четверти века, не хочу ли я исподволь сподобиться просветления?..
*
Впрочем, глядя на своих коллег-историков, проработавших в школе куда больше меня, я начисто отметаю мысль о возможности просветления…
ГЦ