gvardei (gvardei) wrote,
gvardei
gvardei

Category:

C ТОЧКИ ЗРЕНИЯ КУРИЦЫ


Бертран Рассел, рассуждая об односторонности и ограниченности чувственного опыта, иллюстрировал свои мысли довольно забавной конструкцией умозрительного «отношения» обыкновенной домашней курицы к человеку.
*
Ну, да, большая часть жизненного опыта курицы даёт ей вполне конкретный, достоверный и позитивный образ человека: «Это то огромное существо, которое каждый день кормит меня. Человек, - это пища, это жизнь». В контексте этого представления человек действительно является добрым волшебником, который и существует-то, должно быть, только лишь для того, чтобы курице было хорошо.
*
Однако наступает-таки день невесёлых откровений, когда «добрый волшебник» приходит только для того, чтобы ухватить одну из кур, и, отойдя с нею чуть в сторону, оттяпать топориком башку. То есть, оказывается, «добрый волшебник» кормил курицу только затем, чтобы она, дойдя до нужного возраста-веса, превратилась в ЕГО ПИЩУ!.. Впрочем, последний вывод (о том, что она всего лишь пища) курице уже недоступен. Для неё, за секунду до гибели, человек, – всего лишь садист, совершающий совершенно бессмысленное, немотивированное ничем убийство. Пищей она становится уже после, в, мягко говоря, бессознательном состоянии, и не имеет возможности осмыслить тот факт, что, в принципе, человек умерщвляет её НЕВОЛЬНО, - лишь исходя из необходимости собственного выживания.
*
Итак, бедная курица всю свою жизнь принимает человеческую заботу как должное, полагая, что сие и есть т.н. «предустановленная гармония». В последний миг жизни она проклинает человека за гнусное предательство, но свой опыт она уже не в состоянии передать другим курам. Человек же, в свою очередь, преследовал свои совершенно конкретные цели, никак не соотносящиеся с целями кур (кроме, пожалуй, их здоровья и веса).
*
Можно представить себе ещё одну умозрительную конструкцию: скажем, человек вполне может ни разу в жизни не увидеть свой собственный крестец. Предположим, в его мире нет зеркал и иных отражающих поверхностей, тем более, фото - и видеотехники. Предположим также, что люди, окружающие этого человека, никогда не поворачиваются к нему задом, а всегда обращены лицом. В силу всех этих допущений спина и то, что к ней прилагается, как объекты наблюдения и познания, отсутствуют в этом мире, в мире этого человека, - В ПРИНЦИПЕ. О существовании крестца можно смутно догадываться, его даже можно осязать, но наиболее значительный, - зрительный образ, - будет чисто гипотетическим. Потому тот человек, который впервые в «мировой» истории увидит и, скажем, зарисует «dark side of a man», воистину станет героем-первооткрывателем, Данко, Гагариным, Димой Биланом…
*
В свете всего вышесказанного невольно забавно воспринимаются все наши обыденные рефлексии на ту реальность, которая «дана нам в ощущениях». Ужели не возникает устойчивая аналогия между той самой курицей и человеком?.. Не мы ли мыслим нашу жизнь как нечто само собой разумеющееся, не мы ли самоуверенно каждый день подходим к нашим кормушкам и, как должное, принимаем, скажем, «трёхразовое питание»?.. А когда «само собой разумеющийся» вдруг хватает нас за шею и тащит к ближайшей сосновой чурке, чтобы оттяпать башку, мы «прозреваем, но слишком поздно».
*
Меня раздражает отнюдь не незнание, - ибо действительно, выше головы не прыгнешь; меня в который раз поражает ничем не оправданная гордыня человека, который состряпал для себя и своей довольно убогой надобы двухмерную проекцию очага, котелка и огня под ним, - а после носится с ней, как будто она не нарисована на грубом холсте в каморке папы Карло, а является ДЕЙСТВИТЕЛЬНОЙ И ДЕЙСТВУЮЩЕЙ картиной мира… Покуда мы вертимся в среде себе подобных, тех, с кем мы «договорились» об условиях и условностях нашей всеобъемлющей лжи, ещё ничего, как говорится, «прокатывает». Останемся мы надолго наедине хотя бы сами с собой, - ой, ой, вот тут-то и начинается «Timor Deorum», сиречь «Страх Божий», - oh, yeah, quake & shake & tremble…

ГЦ
Subscribe

  • 100

    Странно вдруг понять, что вся прекраснодушная гуманитарная болтовня, которой нас откармливают, как на убой – всё про мир, да про демократию с…

  • 100

    Мы уже проиграли невидимую войну, потеряв два поколения, перепоручив их воспитание бесполому интернету; они выросли такими, какими он их замыслил.…

  • 100

    Говорят (говорят), что если мир единовременно увеличится (или уменьшится) в тысячу раз, мы даже не заметим этого, поскольку изменения будут…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments