gvardei (gvardei) wrote,
gvardei
gvardei

Categories:

В ПОИСКАХ ЛЫСОЙ ПЕВИЦЫ


Терпеть не могу терминов «литература абсурда», «драма абсурда». Ещё более не приемлю, что к этому разряду разом пришпиливают вполне конкретные, давно обыгранные имена: наши Хармс да Введенский, «их» Ионеско, Беккет, Виан с его «Осенью в Пекине», ну и так далее. Если уж честно и откровенно, то истинная литература абсурда, - это тот же Достоевский с его бесконечными болезненным рефлексиями и совершенно искажённым восприятием реальности (те же «Бесы» или «Идиот»); или Толстой в «Анне Карениной», где на протяжении двух полновесных томов разжёвывается совершенно ничтожная, гроша ломаного не стоящая история. Вообще как таковой «критический реализм», - это чистой воды безумие: берутся образы какие-то людей, а после тщательнейшим образом препарируются, попросту говоря, - извращаются. Это примерно то же самое, как если бы кто-то записал на магнитофон чудесный женский смех, а после прокручивал запись на предельно низкой скорости: вместо заливистого и чистого смеха он слышал бы лишь какое-то инфернальное хрипение, и нечто напоминающее последствия метеоризма, - и радовался бы, что он наконец-таки разгадал «тайну женского обаяния».
*
Эжен Ионеско, как один из творцов «театра абсурда», всегда был одним из моих любимых писателей, - почему писателей, а не драматургов?.. Право, сколь я не видел постановок его пьес, меня не устроила ни одна, ибо идиотская установка большинства актёров в том, что они играют именно «драму абсурда», а не «нормальную пьесу», портит всё бесповоротно. (Именно в этом смысле хорош был Леонид Филатов в «Городе Зеро», - он погрузился в «состояние Зеро» полностью, без дураков, без кривляния).
*
Ну, да, поэтому я читаю Ионеско, - да и смотреть-то его особо негде. Редкие телепостановки, не более того… Ну, так вот: перечитал я всё, что переведено на русский, - мне нравится и «Носорог», и «Урок», и многое другое, - и всё же «первою любовью» моею была и остаётся «Лысая певица», - впервые, помнится, я прочитал её в библиотеке «ИЛ» в начале 90-х годов… Конечно, в первую очередь меня, мало что знавшего об Ионеско, очень заинтриговало название пьесы. – ха, «Лысая певица»!.. Когда же минут через сорок пьеса была прочитана, я снова нашёл в тексте вот это, - единственное упоминание о таинственной лысой певице:

«ГОСПОДИН СМИТ: Нам жаль, что вы уходите.
ГОСПОЖА СМИТ: Нам с вами было интересно.
ГОСПОЖА МАРТИН: Благодаря вам, мы хорошо и мудро провели время.
НАЧАЛЬНИК ПОЖАРНОЙ ОХРАНЫ [идёт к двери, затем останавливается]: Да, я хотел спросить, а как поживает лысая певица?

Всеобщая настороженность.

ГОСПОЖА СМИТ: Ее причёска не изменилась.
НАЧАЛЬНИК ПОЖАРНОЙ ОХРАНЫ: Ах! Ну, тогда до свидания, дамы и господа».
*
С тех пор лет как двадцать таинственный образ «блоковской незнакомки» - «Лысой Певицы» то и дело посещает меня, и неизменно всплывают сотни и сотни вопросов, связанных с нею и с её жизнью… Кто она?.. Почему она лысая?.. Где она поёт?.. Каков её репертуар?.. Затронута ли в её творчестве тема облысения?.. Замужем ли она?.. Лысый ли её муж?.. Есть ли у неё дети?.. Если есть, - они тоже лысые?.. Как она сама относится к тому, что она, - лысая?.. Не мешает ли это её певческой карьере?.. Принимает ли она какие-либо средства для ращения волос?.. Носит ли парики, шиньоны?.. Или принципиально и демонстративно показывает всем свою лысину, дескать, «полюбите меня чёрненькую, беленькой меня всяк полюбит»?..
*
Где она живёт?.. Хорошо ли зарабатывает она на жизнь, или перебивается с хлеба на воду?.. Если верно второе, - не это ли причина её облысения?.. Полностью ли она лысая, или ей приходится регулярно сбривать остатки своих волос?..
*
Но вот Лысая Певица, закованная в шелка, проходит мимо меня, не ответив ни на один из перечисленных вопросов, - мне же снова остаётся оставаться всё в том же неведении. До новой встречи, Лысая Певица!.. Когда-нибудь, я уверен в этом, я смогу найти ответы на все свои вопросы, - тогда все тайны твои раз и навсегда будут разгаданы… Auf Wiedersehen, La Cantatrice chauve!..


ГЦ
Subscribe

  • * * *

    Увези меня трамвай В край неспешный малолюдный Акварельный и этюдный Ну же трогайся давай Долго ль ехать кто бы знал Я придумаю по ходу Ну никак…

  • В ОЖИДАНИИ КАНКАНА

    Пу – солнце нашей поэзии, Нани – супруга солнца. Пу и Нани на званом приёме, народу великое множество, музыка играет, штандарт скачет. Нани…

  • 100

    Странно вдруг понять, что вся прекраснодушная гуманитарная болтовня, которой нас откармливают, как на убой – всё про мир, да про демократию с…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments