gvardei (gvardei) wrote,
gvardei
gvardei

ОБ ИНТЕЛЛИГЕНТНОМ МЕЩАНСТВЕ

\Michel Houellebecq\
«Итак, от времени большого западного искусства нас отделяют три-четыре столетия, от большой философии - два столетия, от большой теоретической науки - одно столетие. По всему видно, что время гениев в западной истории безвозвратно ушло более чем полвека назад. Последний поистине великий западный ученый, - Эйнштейн, последний великий художник, - Сальвадор Дали, последний большой писатель, - Томас Манн, последний большой композитор, - Карл Орф, - все они творили в первой половине ХХ века. Сейчас все интеллигентные и все посредственные. Всего лишь 90-100 лет назад Европа была тотальным мозговым центром мира, сейчас ее превосходство чисто экономическое, сегодня она представляет собой огромную гору техники, а все остальное - это лавры прошлого».

\Стоян Дончев, «Две Европы», из введения в книгу \

Указанная книга и без того заслуживает интереса, но в данном случае я ухватился глазами лишь за одну фразу из приведённой цитаты: «Сейчас все интеллигентные и посредственные». Как это часть бывает, фраза сия выразила то, о чём я довольно часто думаю, но боюсь высказать даже самому себе. Ибо слишком уж это противоречит устоявшимся стереотипам, вроде того: «Интеллигентный, – значит, думающий, творческий, неординарный».
*
А стереотип-то это уже давным-давно не соответствует действительности. Когда-то, когда то же получение высшего образования стоило лишений и трудов великих, - да, тогда этот стереотип работал, и то не всегда. (Что, Передонов из «Мелкого беса», - это всего лишь мрачный пасквиль на русскую образованщину?.. Нет же, встречались и Передоновы, пускай не часто.)
*
Нынче же, когда «вышка» стала обыденностью, и получение диплома превратилось всего лишь в несколько затянутый технологический процесс, «интеллигентный» - не значит «исключительный», напротив, практический «такой же, как все». Попросту, ординарный, и нисколько не думающий, и нисколько не творческий. С понятием «творчество» в последнее время вообще довольно интересная ситуация сложилась: стоит где-то что-то стащить, пёстрый бантик сбоку повесить, и можно смело утверждать, - «Fecit Петя Скворцов». А от интернетовского словечка «креатифчик» меня натурально тошнит, - ибо, кроме наивного воровства, ничего «креативного» в «креатифчиках» не было и нет.
*
То есть что, собственно, произошло? Ну, повысили планку необходимого минимума знаний и умений, - и что?.. Что изменилось-то?.. «Железный конь пришёл на смену крестьянской лошадке?» Крестьянин от этого не перестал быть крестьянином. Причём крестьянин своё дело знает и за то достоин уважения. А интеллигентщина-образованщина никакого дела не знает, да и не хочет знать. Ибо большинство получали ту же самую «вышку» не ради «высоких идеалов служения обществу», а чтобы ноги в тепле, руки в холе, и «дом полная чаша». Это, вообще говоря, классический идеал мелкотравчатого мещанства. Ничего против мелкотравчатого мещанства не имею, но и оно тоже должно своё место знать, или, как говаривал Городничий, «Не по чину берёшь!»
*
Оттого всё становится на свои места: «Все интеллигентные и посредственные». Стоит ли от «широких народных масс», в кои выродилась интеллигентская часть общества, ожидать великих прозрений и ошеломляющих откровений?.. «Средний класс», - это не столько экономическое понятие, сколько показатель духовного уровня: ни то, ни сё, ни Богу свечка, ни чёрту кочерга. «Средний класс», - это те, кто достиг необходимого им материального уровня существования, вся остальная жизнь их состоит в сохранении «завоёванного», - из этого исходит и их психология, и их философия. Никаких интеллектуальных провокаций, никакой зауми, - впрочем, немного можно, но только чтобы было не страшно, а смешно или забавно, - не более того.
*
Ребята платят, - и та же западная культура работает на них, - а на кого же ещё?.. Вот поэтому-то в той же западной литературе последних двух десятилетий одни из самых громких имён, - унылые, зажравшиеся, беспомощные, как уэллсовские элои, Уэльбек и Бегбедер. Они ничего не могут, кроме как зарабатывать деньги, и даже не знают после, куда их девать. Скажем, герои Уэльбека рассеянно и бестолково разъезжают по всему белому свету и то и дело суют свои вялые члены во все возможные тела. Чем хорош Уэльбек, – да только тем, что дал мне вполне реальное представление об уровне «исканий» и «прозрений» современного (и не такого уж зашоренного и дремучего) европеоида.
*
Самое печальное, - казалось бы, устыжённая моей филиппикой интеллигенция должна сделать шаг назад и произнести: «Мы уступаем место лучшим!» - А КОМУ?.. А и НЕКОМУ… Интеллигенция, самодовольная и всезнающая, даже не позаботилась о том, чтобы вырастить ЭТО ЛУЧШЕЕ, - вслед за ней идут молодые образованцы, которым вообще всё пофиг, - вскоре они торжественно проводят старичков на пенсию, засядут на всех возможных кафедрах, во всех возможных кабинетах и офисах, и начнут наконец-таки безбоязненно выпивать и закусывать.

ГЦ
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • АХ, . . . МЕНЯ НЕТРУДНО, Я САМ

    В телефонном разговоре с Р.Л., прогуливающимся по несколько запущенному парку в подмосковном Королёве, возникла замечательная конструкция. * Мне…

  • * * *

    Шестидесятилетний безбилетник Разоблачён сегодня был с позором; Давным-давно о нём ходили сплетни, Что нынче подтвердились ревизором. И то,…

  • СОСТОЯНИЕ №

    Постоянное внутреннее напряжение, которое иные назовут «неумением расслабляться», иные приплетут «невротическое состояние», живёт во мне много лет и,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments