gvardei (gvardei) wrote,
gvardei
gvardei

SUJET


Хрестоматийным является утверждение, что самым, пожалуй, великим изобретателем в истории человечества был и остаётся безвестный мудрила, который придумал колесо, - якобы он не мог «подглядеть» его в живой и неживой природе, оттого колесо является одним из первых плодов генерирования чистой идеи в реальность. Колеса не было, - колесо явилось, буквально выкатившись из головы изобретателя.
*
Быть может, может быть... В таком случае, ещё одно изобретение, я думаю, не менее древнее, тоже является образцом «чистой идеи», с каких-то пор ставшей обыденным явлением жизни. Речь идёт о сюжете.
*
Определим сюжет, как последовательность или совокупность событий, скомпилированных автором (рассказчиком, писателем, художником) таким образом, что в целом производит на слушателя (читателя, зрителя) именно тот эффект, на который и рассчитывал автор. Женщина поёт колыбельную песню, – и ребёнок засыпает. Записной остряк совершенно серьёзно произносит, казалось бы, нелепую и ничего не значащую фразу, - и все вокруг покатываются со смеху. Жерико откидывает покрывало со своего «Плота «Медузы», и все в ужасе отшатываются от картины, одновременно пристально вглядываясь в неё.
*
Но в том и дело, что сюжетов, как таковых, в природе тоже «не существует», так что первый человек, сумевший вычленить из всей пестроты окружающей его жизни ту или иную сюжетную линию, должен быть прославлен ничуть не меньше изобретателя колеса. Умение абстрагироваться от «ненужного» и сконцентрироваться на «нужном», - это вам не баран чихнул, это и есть то самое искусство.
*
Однако как изобретателя колеса вряд ли чествуют те, кто побывал под колёсами автомобиля, - так и с сюжетом не всё чисто. Дело в том, что в ходе известной нам фазы развития человеческой культуры мы так уже привыкли к сюжетному построению, что частенько переносим эту привычку на саму жизнь, что само по себе чревато, - как я сказал, сама по себе жизнь бессюжетна; иначе говоря, она состоит из тысяч сюжетов, так плотно и густо переплетённых друг с другом, что выделить один из них и сделать его самодостаточным, обособленным от иных, не представляется возможным в принципе.
*
(Предположим, в рассказе ни разу не упоминается о том, что персонажи его дышат воздухом, и что, вообще говоря, действие происходит в воздушной атмосфере. Понятно, что это не более, чем художественная условность, но, если вдруг пренебречь ей и «выключить воздух», рассказ не состоится, - все действующие лица умрут от удушья ещё до его первых слов. Стругацкие на эту тему успели отшутиться ещё в «Понедельнике…»*)
*
Но самое что замечательное, - в жизни, в отличие от сюжета, не существует «завязки - развития – кульминации – развязки». Любой сюжет несостоятелен, если не учитывать всю его «предысторию», которая может насчитывать десятки, а то и сотни лет. Любой сюжет несостоятелен, если мы не знаем, что произошло с его главными персонажами позднее, за рамками повествования. Фраза Остапа Бендера «Придётся переквалифицироваться в управдомы», - сама по себе и ущербна, и гениальна: ущербна своей «бутафорностью», гениальна, - потому, что невольно кажется: там-то, в управдомах, с Остапом и произойдёт что-то действительно замечательное и достойное пера тех же Ильфа с Петровым. Однако, - увы. Ничего мы не знаем о дальнейшей судьбе Остапа Ибрагимовича, потому «Золотой телёнок», - книга безобразно недописанная, как не дописаны и миллионы других, столь же и менее талантливых книг.
*
В какой-то мере, искусство в качестве сюжета изобрело нечто ущербное, - замкнутое на само себя повествование противоречит самому смыслу и многообразию бытия. Это как бы если из спектра звучания джазовой трубы звукооператор вычленил всего лишь один из сотни обертонов в момент звучания «x – x1», и предъявил слушателю, как образец. Образец звукооператорсокй работы, – да, быть может, но никак не образец объёмного и безумно сложного по своей структуре звучания инструмента. Понятно, что если зрителю вместо «Горя от ума» показать двухчасовую панораму обыкновенной городской улицы, он не поймёт замысла автора. Как впрочем, и сам автор вряд ли в полной мере (если вообще) понимает замысел Автора.

ГЦ

* «То и дело попадались какие-то люди, одетые только частично: скажем, в зеленой шляпе и красном пиджаке на голое тело (больше ничего); или в желтых ботинках и цветастом галстуке (ни штанов, ни рубашки, ни даже белья); или в изящных туфельках на босу ногу.Окружающие относились к ним спокойно, а я смущался до тех пор, пока не вспомнил, что некоторые авторы имеют обыкновение писать что-нибудь вроде «дверь отворилась, и на пороге появился стройный мускулистый человек в мохнатой кепке и темных очках». (истории 3-я, гл. 1)
Subscribe

  • 100

    С точки зрения разумных растений весьма странно выглядит страсть человека к их половым органам, сиречь цветам. Люди дарят их друг другу, бесконечно…

  • 100

    Представилось: скажем, в двенадцатилетнем возрасте все дети встречались бы с неким ясновидящим, который предсказывал их дальнейший жизненный…

  • 100

    С годами я пришёл к однозначному выводу: истоки моей гениальности пребывают в событиях 1983 года, когда на учебном центре военного училища…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments