gvardei (gvardei) wrote,
gvardei
gvardei

A MOVEABLE HELL*


За последние 30 лет я купил такое количество книг, что если бы все они до сей поры оставались в моём доме, мне пришлось бы спать в ванне, - всё остальное пространство занимали бы они, книги. Время от времени, раз в 2-3 года, во мне просыпается зверь, и я начинаю сортировать своё богатство по значимости его для меня в данный конкретный момент времени. «Отбракованные» книги я загружаю в сумки и тащу к себе на работу, в школу, благо, там ещё есть место (шкафы, стеллажи, и т.д.) Получается, что у меня две библиотеки, - одна домашняя, другая, – «рабочая». Причём качества той и другой вполне сравнимы, - просто, как я уже сказал, в данное время меня, скажем, не интересуют проблемы медиевистики или социальной психологии, меня утомили западные литературные авангардисты или меня достала эзотерическая литература. Вот я и тащу всё в школу. Бывает, некоторые «разряды» книг возвращаются обратно, скажем, недавно я вернул домой большую часть книг, касающихся истории ислама.
*
В школе книги стоят в «открытом доступе», - ими забиты все шкафы в моём кабинете. Там есть довольно редкие специализированные издания, в основном, исторической тематики. Там есть и довольно дорогие книги «с картинками». Вот, собственно, я и подхожу к сути того, о чём хотелось сказать.
*
Книги стоят «в открытом доступе», - но я совершенно не забочусь о том, что какой-то прохиндей из учеников возьмёт, да и украдёт книжку-другую. КНИГИ НЕ КРАДУТ. То есть можно сказать, что в школе они пребывают в большей сохранности, чем у меня дома. Только там пыли больше. Окажись я на месте ученика, скажем, 8-го или 9-го класса, я. увидев такое богатство, сначала бы полчаса плакал от восторга, после же подогнал на второй этаж школы грузовик и загрузил бы всё, что смог, невзирая на протесты администрации школы и техничек... Однако, - увы.
*
Так что действительно, все эти страшилки, вроде публичное сожжение книг в нацистской Германии, все эти старенькие антиутопии, вроде «Farengheit 451» by Ray Bradbury, - нынче выглядят вполне по-детски смешно (вспомнить пост http://shestero.livejournal.com/23904.html , прочитанный с подачи Алика Алабина).
*
Не отрицание книг, не ненависть к ним и их содержимому, – а именно глухое и тупое игнорирование, - вот это, собственно, и есть, пресловутый «a moveable hell», который уже давно с нами. Причём не стоит успокаивать себя тем, что нынче процветают совсем иные и более совершенные способы получения информации, потому необходимость в чтении отпала, как хвост у обезьяны. Это полная ерунда.
*
Начнём с того, что потребность в получении информации, безусловно, не исчезла, но изменился сам характер получаемой информации, - это т.н. «РЕАЛЬНОЕ ЗНАНИЕ», которое «строить и жить помогает», но не имеет никакого отношения к душе человека и его потребности в действительном самосовершенствовании. Скажем так, – «реальное знание», - это для тела, для его холи и дальнейшего процветания вплоть до смертного часа.
*
Во-вторых, чтение, – это труд, иногда весьма непростой и требующий немалого духовного напряжения. Кто хоть раз держал в руках «Историю государства российского» Соловьёва, «Закат и падение Римской империи» Гиббона, меня поймут. Что до «новых информационных технологий», они все посвящены тому, чтобы усвоение информации происходило как можно быстрее и с наименьшими затратами. Но, извините это бред!.. Как любой орган человеческого тела, мозг развивается, только преодолевая сопротивление информационной среды… Давайте же чемпиону мира по тяжёлой атлетике предлагать на тренировках штангу весом килограмм 20 весом, - что от его чемпионства останется через полгода?..
*
В-третьих, упомянутое «реальное знание» абсолютно не развивает абстрактное мышление человека, - для него мир так и останется плоской яркой картинкой, лишённой пространственной глубины и многомерности. И никакой «гипертекст», несмотря на то, что его уже четверть века воспевают все, кому не лень, в этом ему не поможет.
*
Но человечество, как всегда, идёт по пути наименьшего сопротивления, и эта динамика неостановима. «Идти по пути наименьшего сопротивления» в цивилизационном контексте означает лишь одно, - отклоняться от пути духовности, требующего огромных сил и настойчивости, в сторону повседневной потребы «о хлебе насущном»… Ну, говорил бы я о проблемах африканских стран. какого-нибудь нищего Мали, тогда понятно бы было… Но ведь речь идёт о «золотом миллиарде» и «примкнувшим к ним Шипиловым»! Господи, сколько же им нужно «хлеба насущного», когда ж они нажрутся, наконец, и когда ж у них обратно полезет…
*
Одно благо, - книжки мои в полной сохранности...


ГЦ

*«A moveable feast» - оригинальное название книги Э. Хемингуэя «Праздник, который всегда с тобой» (опубликована в 1964 г.). Я взял на себя смелость перефразировать это название.
Subscribe

  • ОПИСАНИЕ ЗДАНИЙ (финал)

    18. Дома малые и большие. Первых довольно много. Они действительно выглядят крошечными, - как картонная обувная коробка. Увидев такой, невольно…

  • ОПИСАНИЕ ЗДАНИЙ (5)

    15. Дома-водопады. В них есть своя прелесть. С верхних этажей бесконечным потоком изливается невероятное количество воды. Она льётся и льётся с…

  • ОПИСАНИЕ ЗДАНИЙ (4)

    10. Дома из кубиков. Очень забавные здания. Если подойти к такому и всего лишь прикоснуться к стене рукой, здание тут же развалится на десятки…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments