gvardei (gvardei) wrote,
gvardei
gvardei

Categories:

А ВЕДЬ ЭТО ТЫ, ПАВЕЛ, МИРОНА УБИЛ…


На днях прочитал неоконченную статью Корнея Чуковского «Триллеры и чиллеры» (1969, опубл. в “Книжном обозрении”, 1997, № 31). Из названия статьи можно догадаться, что речь в ней идёт о детективной литературе, - именно что о триллерах, чиллерах и грипперах. То и дело мелькают фамилии авторов, нынешнему поколению уже неизвестных и им не читаемых: будь то Гарднер, Стаут, Чандлер, Марш, Эллери Куин, и иные прочие. Ну, пожалуй, только имя Агаты Кристи ещё на слуху, да и то…
*
Чуковский писал о детективах ещё в начале XX века («Нат Пинкертон и современная литература», 1908), и тогда уже он довольно ясно определил и особенности жанра, - как с художественной точки зрения, так и с социальной… Напомню, что «отцом детективного жанра» обычно именуют странного американца Эдгара По, однако реального размаха жанр достиг лишь в конце XIX века, выйдя из узких рамок интеллектуальных шарад и превратившись в массовое чтиво.
*
Почему именно в конце XIX века, нетрудно догадаться… Как в Европе (несколько раньше), так и в России начался процесс невиданной по масштабам урбанизации, - миллионы деревенских Мань и Вань разом превратились в городских обывателей, мещан. Разом все представления о том, что такое хорошо и плохо, выработанные воспитанием и предыдущим жизненным опытом, пошли прахом. Отныне их «родиной» стал город, - «каменные джунгли», где и законы жизни именно такие, «каменноджунглевые». Скученность населения на ничтожной площади, - и в то же время абсолютная анонимность личности; пресловутая «городская толерантность», доходящая до преступного безразличия; святость и закрытость «частной жизни», - и, под этим соусом, невиданная разнузданность, разврат, криминал.
*
«Деревенский детектив», - это, вообще говоря, оксюморон. Когда лет 15 назад один мой родственник, живший в Нарымском крае, погиб «при таинственных обстоятельствах» (во сне – сгорел - в балке???), ни для кого из деревенских не было секретом, кто его убил и почему. И местная милиция знала, - но дела заводить не стали, и не из лени или из-за какой-то там таёжной коррупции, а потому что если бы делу дали ход, в разной степени тяжести пострадало бы пол-деревни. Решили: Н. не вернёшь, пусть всё будет, как было… Кому-то всё это понять и представить трудно, у нас же в башку вколочено: «Совершил преступление, - отвечай по всей строгости закона». То есть сиди на зоне и мастери наборные рукоятки для ножиков. А вот каково убийце, о котором все знают, что он убийца, жить во всё той же деревне, - нам представить весьма трудно.
*
Итак, куча народа, - пёстрого, разномастного, и лопухов, и ушлых ребят, столпилась на небольшой площади, и начала «жить новой жизнью». И с первых шагов стало ясно, что родственные связи в новых условиях мало что стоят, что доверять в этих условиях можно только себе, и никому больше, - облапошат, объегорят, по миру пустят. Все сидят по свои каморкам и думают умную мысль, - причём по морде не догадаться, что за мысль такая. Может, кто-то панацею изобретает, а кто-то с утра пораньше захотел человеческого мяса откушать. Или, опять же, можно совместить приятное с полезным: осчастливить человечество, стукнув старушку-процентщицу обухом топора по башке.
*
Вот в таких милейших условиях (плюс благодатное просвещение, а попросту, увеличение числа умеющих читать) и появился детективный жанр. Люди с помощью подобного чтива компенсировали свои подавленные желания и, кроме того, «учились жизни», то есть ещё более ожесточались и отстранялись друг от друга: чёрт его знает, может, и сосед мой по лестничной площадке тоже маниак и убивец? Чего он вечно такой хмурый и всклокоченный ходит, и глазом бельмоватым на меня зыркает?..
*
Ну, неужели не ясно, что ЛЮБАЯ ЛИТЕРАТУРА, даже самая ничтожная и бесталанная, ВОСПИТЫВАЕТ? Для этого она всего лишь должна стать МАССОВОЙ, а это легко достигается с помощью пропаганды. А на нынешнем этапе, когда людям стало жалко глаза над чтением ломать, на смену книжкам пришло видео и TV, которое разом же затмило своего прародителя.
*
Вослед за Корнеем Ивановичем, я не враг детективной литературы, у неё есть свои несомненные достоинства и шедевры. Я прекрасно понимаю, что есть уличная драка, поножовщина, - а есть искусство войны, которое вышло всё оттуда же, из поножовщины. Причём искусство достойно уважения, драка, - нет. Вот и со всеми этими триллерами-чиллерами-грипперами: 99% подобного рода литературы, - это абсолютный мусор.
*
Однако нетрудно догадаться, что больше читает «народ»: 99% мусора или 1% талантливых книжек. А, как уже сказано, любая литература воспитует. Что же это за воспитание, нетрудно догадаться. Из числа обывателей, я думаю, процентов 95 (как минимум) никогда не видели убитого человека, а процентов 40, - просто мертвеца. Однако это милейшее упущение восполняют те же самые средства массовой информации, - безусловно, сами страдающие некрофилией и воспитывающие в том же духе обывателей. Причём не надо переводить стрелки на «рыночный спрос»: дескать, что люди хотят, то мы им и показываем. Это абсолютный бред, и, ещё раз, - не надо с больной головы на здоровую… С тем же успехом можно утверждать, что алкоголизм, - в 100% случаев врождённое, а не приобретённое заболевание.
*
Как можно романтизировать убийство?.. Нет, не в том смысле, что его нельзя романтизировать, - на экране TV я только и вижу «очень красивые» оседающие на землю по стеночке тела мужчин и женщин, «очень впечатляющее, хорошо сыгранное» остекленение взгляда умирающих людей, «очень трогательное» предсмертное бормотание.
*
Но КАК, КОМУ могло придти в голову всему этому придавать столь импозантный лоск?.. Смерть, - одна из самых оправданных тайн в нашей жизни, зачем же придавать насильственной смерти вот этот флёр, от которого любого человека, ДЕЙСТВИТЕЛЬНО видевшего смерть, мутит не по-детски?..
*
Я когда-то уже писал об этом, однако повторюсь: смерти бояться не стоит, но со смертью нельзя заигрывать. Когда же в мире существует уже давно устоявшаяся и весьма доходная индустрия заигрывания со смертью, когда маленький мальчик, войдя в какой-нибудь компьютерный шутер, с лёгкостью забивает ударами виртуальных ног «плохого парня», создаётся впечатление, что когда мальчик увидит реальную смерть, он отнесётся к ней точно так же, как к гибели своего компьютерного соперника.
*
Смерть виртуализируют и насаждают в наше сознание, будто нас готовят на убой. Сколь не ужасна такая мысль, она, как мне кажется, намного ближе к истине, чем какие-то там уродские психоаналитические штудии о «врождённой кровожадности» Homo Sapiens.

ГЦ

PS. Посмотрел вот сейчас программу передач на субботу
ОРТ: 22.20. - "Скорость" (там огого сколько трупов)
РТР: 13.20. - "Смерть по завещанию"
ТВ-2 - Ren-Tv - 19.20. - "Время убивать"
"Центр" - 13.50. - "Смерть филателиста", 18.00. - "Чисто английское убийство"
НТВ - . 17.20. -"Закон и порядок", 23.00. - "Наказание. Русская тюрьма вчера и сегодня", 00.15. -"Презумпция невиновности"
"Домашний" - 17.00. - "Она написала убийство"

Ну, это так, навскидку. есть фильмы и передачи с вполне пристойными названиями, а содержание всё то же.
Subscribe

  • 100

    Гвардей Цытыла произносит загадочное: «Малавалабыл». В г. Черняховск некто придумывает пароль для гаджета, ему в голову приходит: «Малавалабыл». В…

  • 100

    Представляется, что все политики, экономисты, социологи, культурологи – это актёришки захудалого театра под открытым небом с видом на извергающийся…

  • * * *

    Минуя броды, города, В объезд и по прямой, Домой, - неведомо куда, Но только бы домой. Сбежав из собственной тюрьмы, С дырявою сумой, Гоним…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments