gvardei (gvardei) wrote,
gvardei
gvardei

Category:

ОБРЕТЕНИЕ ДУШ - ПОТЕРЯ ДУХА


Вот так, бывало, встанешь с утра, и начинаешь размышлять о тайне Пресвятой Троицы. Одна из величайших загадок христианского богословия заключается в том, что «Бог един, но не одинокий, потому что Бог един по своему существу, но троичен в Лицах: Отец, Сын и Дух Святый, - Троица единосущная и нераздельная»*.

«Загадка», собственно, не имеющая «разгадки» в привычных нам категориях и логических построениях. Но так называемая «иррациональность» учения о Троице и есть один из главных столпов христианства, лишись которого, это учение разом прекратит своё существование.

В том и печаль немалая; покуда последователи Иисуса Христа представляли из себя всего лишь довольно замкнутый круг единомышленников, абсолютно мистическое учение о Троице было той общей тайной, которое скрепляло их единство. Когда же христианство превратилось поначалу в имперскую, а после и в мировую религию, появилась насущная потребность в «расшифровке» тайны для «широких масс населения». Попросту говоря, тайна Троицы должна была стать понятной даже весьма недалёким людям, у которых с абстрактным мышлением, как говорится, полный караул.

С этой поры, должно быть, и начались поиски идеального символа Троицы. Если речь заходит об идеальном, - значит, всё должно свестись к простейшему. Потому-то одним из самых распространённых символов Троицы и является равносторонний треугольник. Усложнённый вариант, - треугольник с вписанными в него тремя кругами.

Святой равноапостольный Кирилл (в его честь назван алфавит, коим и напечатан этот текст) изъясняет тайну Пресвятой Троицы так: «Видите на небе круг блестящий (солнце) и от него рождается свет и исходит тепло? Бог Отец, как солнечный круг, без начала и конца. От Него вечно рождается Сын Божий, как от солнца – свет; и как от солнца вместе со светлыми лучами идёт и тепло, исходит дух Святый. Каждый различает отдельно и круг солнечный, и свет, и тепло (но это не три солнца), а одно солнце в небе. Так же и Святая Троица: три в Ней Лица, а Бог единый и нераздельный».

Святой Патрик, покровитель Ирландии, для объяснения тайны Троицы безграмотным ирландцам, демонстрировал трёхлепестковый лист клевера. С тех пор клевер на Западе тоже является непременным атрибутом Троицы.

Ещё одна вариация, - три рыбки, плавающие по кругу, иногда с раздельными телами, иногда, в результате ловкой стилизации, - плоть их едина, но видно, что сущностей таки три, не иначе.

Мне почему-то особо пришлись по нраву три зайца с тремя «общими» ушами.

Да уж, что скажешь, символов и толкований тайны Троицы, - великое множество. Иногда объяснения подобного рода вообще переходят на чуть ли не естественнонаучные рельсы:

«Троическое единство, как основная мысль, проведена во всех произведениях премудрости творца в Троице прославляемого. Например: речь у всех народов земли имеет три лица: я (мы), ты (вы), он (они); время имеет: прошлое, настоящее и будущее; состояние материи: твёрдое, жидкое и газообразное; всё разнообразие цвета в мире слагается из трёх основных цветов: красного, синего и жёлтого; человек проявляет себя через: мысль, слово и действие…» etc.

Всё это, конечно, очень мило, а многое из перечисленного и неупомянутого весьма остроумно и красиво. Только вот всё-таки царапает что-то…

Православное монашество в афонских ли монастырях, в киевских ли печорах, где-то ещё, уже полторы тысячи лет занимается «умным деланием», уединенной медитацией, пытаясь постичь неизъяснимую тайну Троического единства, и удаётся это лишь единицам, ибо, согласно установлениям о вере и жизни христианской, мы можем (отчасти лишь) «понять тайну Святой Троицы только сердцем, – любовью».

А тут, - раз, два, три, и вот тебе уже вся тайна, - на блюдечке с голубой каёмочкой. Ещё проще поступили весёлые ребята–протестанты, которые вообще отбросили всю мистическую составляющую, оставив только лишь «правила общежития», «моральный кодекс строителей Царствия Небесного на Земле»… Обмирщение христианства, упрощение его, превращение в понятный и удобный во всех отношениях аттракцион, - в конечном итоге, и есть основное содержание того самого кризиса, о котором уже два столетия толкуют и те, и се.

Но в том и дело, что сам по себе этот процесс неизбежен. Сохрани христианство свой «катакомбный дух», - не было бы великой истории. Потому оно пошло по пути экспансии, - и превратилось в мировую религию. Но рискует утратить (и уже частично утратило) вот то самое, что привлекало к нему подлинно думающих и остро чувствующих людей, – иррациональное, непознаваемое, неизрекаемое.

Печально, что сие есть следствие любой экспансии: обретаешь души, но теряешь дух.

ГЦ

*«Закон Божий», Типография преп. Иова Почаевского, Holy Trinity Monastery, Jordanville, N.Y. U.S.A., 1987; далее этот же источник, - ibid.
Subscribe

  • 100

    Мы уже проиграли невидимую войну, потеряв два поколения, перепоручив их воспитание бесполому интернету; они выросли такими, какими он их замыслил.…

  • 100

    Говорят (говорят), что если мир единовременно увеличится (или уменьшится) в тысячу раз, мы даже не заметим этого, поскольку изменения будут…

  • 100

    Если мне закажут создание какой-то новой цивилизации, я возьмусь. Но, сразу скажу, это будет нечто своеобычное. Никаких вам культов еды и сна, почти…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments