gvardei (gvardei) wrote,
gvardei
gvardei

НЕДОСТОВЕРНОСТЬ


В последние годы наши славные матографы кино сняли довольно много ретро-фильмов: то про Великую Отечественную, то про бандитов Одессы, то про сталинские лагеря, то про пятидесятые-шестидесятые. Видно, что сценаристы, художники по костюмам, бутафоры, художники-постановщики прилежно работали, пытаясь воссоздать антураж «тех» времён, а через вещи и костюмы, обстановку и всевозможные мелочи, - сам дух описываемой эпохи. Я не специалист, конечно, - хотя и отличу «Победу» от «Москвича-401», а пистолет-пулемёт Шпагина от пистолета-пулемёта Дегятрёва, - нет, конечно, я не специалист... И хотя я прекрасно понимаю, что в каждом подобном фильме допускаются всякого рода «временные» косяки, несообразицы, ляпы, - меня вполне устраивает то, что я вижу, КРОМЕ ОДНОГО. Но вот это ОДНО действует на меня столь сильно, что к большинству подобных фильмов я испытываю самую искреннюю неприязнь.
*
Что же это за такое, - моё «ОДНО»?.. А всего лишь лица актёров. Как их не гримируй, как их ни крути, ни верти, ничегошеньки не получится, - актёр, родившийся году в 1985-м и в 2008 году снимающийся в каком-то фильме, никак не влезет своей физиономией в образ своего сверстника времён, скажем, Великой Отечественной войны. Какой ты, к чёрту, рядовой пехотного полка, если у тебя будто на лбу нарисованы безбедное сытое детство, какая-нибудь там московская школа № 1812, абсолютное разгильдяйство, беспутная и пьяная жизнь во время обучения в театральном институте, откровенное и всеми поощряемое отлынивание от армии, неверие ни в Бога, ни в чёрта, заветная мечта сняться в голливудском блокбастере и заботы об оплате кредита за недавно купленный «Рено»?..
*
Как это объяснить, ума не приложу. Но вот, разглядывая старые фотографии, я с довольно большой долей вероятности смогу «угадать», в какое десятилетие прошлого века сделаны те или иные снимки, - и дело не только в прическах, оправах очков, характерной одежде, деталях обстановки, - дело именно в лицах, в их выражении, в их неизъяснимой принадлежности именно своему времени, своей невеликой по продолжительности эпохе.
*
В чём состоит эта привязанность к своему времени, одному Богу известно, по крайней мере, я этого не понимаю. Можно, конечно, говорить о характерной для конкретной эпохи мимике, - каком-то особом поджимании губ, каком-то особом прищуре, ещё невесть о чём, - может быть, может быть… Но всё же мне кажется, что истина столь прозрачна, что мы её попросту не в состоянии ощутить.
*
Потому-то любая фабрикация прошлого, даже с самым подлинным реквизитом, вызывает какое-то странное отторжение, подобное тому, как в своё время нас неприятно поразил созданный Шварценеггером «образ» капитана московской милиции Данко из придурковатого американского фильма «Red heat» (1988)… (Как не вспомнить чудесный диалог из фильма, произнесённый на каком-то варварском русском языке? – «Какие ваши доказательства?» - «С кокаином!»)
*
Причём это характерно для любой эпохи, для любого времени. Вспоминается, скажем, дебютный фильм Михалкова «Свой среди чужих…» Блинский блин, ну какой из Юрия Богатырёва «герой Гражданской войны»?!.. У него же не физиономии написано – «70-е годы XX в.»!.. То есть это не камень в актёрский огород, актёрская работа может быть даже очень хороша, но вот эта временная нестыковка, - хоть пой, хоть пляши, - мне кажется непреодолимой. И, похоже, дело, как всегда, в глазах…

ГЦ
Subscribe

  • 100

    О чём уж действительно не стоит глубоко и обстоятельно задумываться – так это о том, чем ты занят немалую часть сознательной жизни – о профессии (от…

  • 100

    Группа энтузиастов больше года работала над ремейком знаменитого фильма братьев Люмьер «Прибытие поезда на вокзал Ла-Сьота» (≈1896). Суть проекта…

  • 100

    Вот уже пять лет подряд группа энтузиастов – специалистов по искусственному интеллекту занята проектом «Катай Валяев». Катай Валяев ворвался в…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments