gvardei (gvardei) wrote,
gvardei
gvardei

ВЕЛИКИЙ ИСПОРЧЕННЫЙ ТЕЛЕФОН

В военном училище, за три года моего пребывания там, мне сломали три гитары. Самой эффектной была гибель гитары № 2, болгарского «Орфея». Ротный проверял ящики для шинелей, и в шкафу моего отделения нашёл, казалось бы, надёжно припрятанный инструмент. Полубезумный бульбаш с какой-то сатанинской жирной мордой (привет, капитан Алексейченко!) взял гитару за головку грифа, медленно, наслаждаясь моментом, вышел на «взлётку», и, как завзятый городошник, нужным образом размахнувшись, запульнул бедную по всей длине расположения роты. Пролетев метров двадцать, мой «Орфей» со всей силушки хрястнулся об стену и приказал долго жить.
*
А ведь ещё вечером прошлого дня, помнится, подходил ко мне сержантик из четвёртого взвода, и просил эту гитарку на полчаса, дескать, «душа песни просит». Сержантик был порядочный и внушающий доверие, так что вскоре он, с моей гитарой в руках, сидел на подоконнике в умывальной комнате и диким голосом, ни в склад, ни в лад, еле попадая правой рукой по струнам, исторгал устами своими сахарными слова бессмертной песенки:

Уезжают в родные края
Дембеля, дембеля, дембеля.
И, куда ни взгляни
В эти майские дни,
Всюду пьяные ходят они…
*
Я знаю эту песню наизусть Бог знает сколько лет. И, к стыду своему, лишь год-два назад дотумкал головой своей дырявой, что знаменитые «Дембеля» - это варварская переделка не менее знаменитых «Васильков»:

Я иду по раздольным лугам,
К василькам, к василькам, к василькам.
И, куда не взгляни
В эти тёплые дни,
Улыбаются людям они…
*
Тот, кто знает мелодии той и другой песенок, испытывает странное ощущение. При сравнении оказывается, что, в общем-то, мелодические линии параллельны, «аутентичны». Но те или иные «нюансы», приобретённые в ходе «творческой переработки» «Дембелями», делают эту песню каким-то чудовищем, уродом на тонких, кривых и волосатых ножках… Нет, если не знать «первоисточника», куда ни шло, мало ли пресловутых «дворовых песен» доносится до нас ныне и с экранов радио, и из громкоговорителей телевизоров. Но стоит послушать чудесное наивное исполнение «Васильков» тем же ВИА «Орэра», а после вспомнить моего душевного сержантика, волей-неволей какие-то диковатые мысли лезут в голову.
*
Начинаешь представлять себе мучительный творческий процесс, в ходе которого какой-то будущий дембель сумел-таки «самовыразиться», и по мелодической кальке нацарапать свой, Свой, СВОЙ текст:

На вокзале девчонка стоит,
«Ты останься, солдат», - говорит.
«Нет, - ответил солдат, -
Пусть на ваших плечах
Будут руки лежат салажат!» и т.д.

Но дальше – интереснее: наш секонд- или, как хотите, эрзац-автор берёт в руки гитару и начинает петь свои слова ещё на музыку «Васильков»… Музыка медлительная, сладковатая, с разными там тонкостями, мало понятными нашему дембелю, и вот после третьего-четвёртого исполнения СВЕРШИЛОСЬ: все углы спрямлены, тонкости - на хер, лиричность – на хер, темп в два раза убыстряем, - и действительно, начинает ВНУШАТЬ!
*
Музыка такого-то, слова друго-то, редакция – НАРОДНАЯ.
*
Тут же стали припоминаться иные подобного рода истории песенок. Ещё одна, классическая, конечно же, эта:

Белой акации гроздья душистые
Вновь аромата полны,
Вновь разливается песнь соловьиная
В тихом сиянье, сиянье Луны…

Как можно было этот нелепый, но трогательный романсик превратить в…

Слышали, братья,
Война началася?
Бросай своё дело,
В поход снаряжайся!
Смело мы в бой пойдём
За Русь Святую
И, как один, прольём
Кровь молодую!

…или же в:

Слушай рабочий,
Война началася,
Бросай своё дело,
В поход собирайся!
Смело мы в бой пойдём
За власть Советов
И как один умрём
В борьбе за это!
*
Так что «Дембеля» - это ещё куда ни шло… А самая неприятная мысль, возникающая в ходе размышлений на заданную тему, такая: ТЕ ПЕСНИ, КОТОРЫЕ МЫ ГОРДО ИМЕНУЕМ «РУССКИМИ НАРОДНЫМИ» - ЭТО ТОЖЕ ПЛОДЫ ИГРЫ В «ИСПОРЧЕННЫЙ ТЕЛЕФОН»? И как же, в таком случае, выглядели ПЕРВОИСТОЧНИКИ?
*
Мне кажется, что история с «Васильками» - «Дембелями» достаточно красноречива для того, чтобы попросту схватиться за голову и тихо заныть: оооооыыыыыыыииииииий…


Гвардей Цытыла, 220906
Subscribe

  • (no subject)

    • скончался в страшных скуках (последние слова Черчилля: «I'm bored with it all») • slowмы́шленник (долгодум?) • деликте́с (лат. delictum —…

  • (no subject)

    • «Ты был бесподобен!» - равно как и «Ты был безобразен!» - то есть не имел зримого выражения • меморо́ид – «кажется, припоминаю». «Со мной случился…

  • (no subject)

    • Статья 162 УК РФ, п. 5: «Соловей-разбой». То есть нападение в целях хищения чужого имущества, совершенное с применением свиста. • особый…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments