gvardei (gvardei) wrote,
gvardei
gvardei


Быть человеком убеждённым в чём-либо нынче в среде людей просвещённых не в моде.
*
Всё дело в том, что убеждённость подразумевает, помимо объективных знаний о предмете, ещё и вторую сторону медали, - веру, то есть субъективное сверхчувственное знание, не опирающееся на законы логики. Интуитивное ощущение правды, - одно из самых необычных и запоминающихся ощущений, данное человеку в его жизни. Однако, как выясняется, дано это ощущение не всем и не каждому, так что человек, утверждающий своё убеждение, всегда сталкивается с людьми, которые с каким-то садистическим наслаждением подвергают веру проверкой логикой.
*
А вера сама по себе суть противоречие, внутренний конфликт; невесть когда записано Тертуллианом : «И умер сын Божий; это достойно веры, так как нелепо. И погребён Он, и воскрес; это достоверно, так как невозможно». Впоследствии всё это перефразировали в знаменитое «Credo, quia absurdum», сиречь «Верую, ибо нелепо». Лиши человека этой противоречивости, этого абсурдного ощущения своего бытия в мире, - что от человека останется?..
*
Бог мой, что религия, что Иисус распятый и воскресший… Взять того же любителя и почитателя ratio, - что в основе его, как не абсолютно иррациональный эгоизм, которому нет никаких логических обоснований?.. И самолюбование его, доходящее до нарциссизма, и противоположность тому, невротическое ощущение своего ничтожества, - что в этом логичного и непротиворечивого?..
*
Но правы славные экзистенциалисты: покуда человек живёт в комфортной и сытой среде, где ничто не угрожает его жизни и благополучию, он будет играть во все эти логические квесты с упоением и страстью, искренне полагая, что правила, им же и придуманные, и являются истиной в «последней инстанции». Человек сам себя и назначил оной «инстанцией». Покуда он сыт, пьян, и нос в табаке, - говорить о чём-либо, касающемся веры, с ним бессмысленно. Он неплохо научился фехтовать дедукциями-индукциями-силлогизмами, так что «на своём поле» он чувствует себя очень даже уверенно. Именно потому, что человек «верующий» (убеждённый, иначе сказать) не в состоянии формализовать свои знания и опыт, потому что он полагает, что разум человека слаб и несовершенен, потому что он не в состоянии изъяснить безверному тайну Троицы, - потому что она попросту неизреченна… Логик же, напротив, всё, что можно и нельзя, формализует. Напомню, что такое понятие, как формальный язык, означает «множество конечных слов над конечным алфавитом». Попросту, сведение всех возможных смыслов к созданной для этого системе знаков.
*
Двадцать лет назад слово (термин) «iPod» вообще ничего не значило. Тогда можно было сказать: «мама, свари мне на ужин айпод, пожалуйста», или же «что-то у меня айпод нынче чешется», - всё, что угодно, всё равно, это не имело никакого смысла. Но вот появилась новая технология «Эппла», следом появился товар и товарный знак, - «понятийный мир» современной цивилизации расширился на одно слово; кто-то может предположить, что вот такого рода экстенсивный путь развития языка может привести к каким-то замечательным результатам?.. И мы будем впитывать год от года миллионы новых слов и сочетаний слов вот этого самого формального языка?..
*
Впрочем, я отвлёкся… Итак, «на своём поле» любитель ratio чуть ли не непобедим. Следовательно, для того, чтобы его «победить» (слово не зря взято в кавычки), надо, чтобы он оказался на другом «игровом поле», где его логические построения гроша ломаного не стоят. Самый простой для этого способ, и практически безотказный, – подвергнуть его жизнь угрозе, абсолютно мнимой, впрочем, но он-то этого знать не будет… Скажем (был у меня в жизни подобный опыт), повстречать его на улице, подойти, да и спросить попросту: «Это вы, - Иван Иваныч Иванов?» - «Да, я», - «Мне надо вам кое-что сообщить. Дело в том, что мне – вас – заказали. Убить, разумеется. Вот, слежу за вами уже третий день, присматриваюсь. И, знаете что, вы мне очень понравились… Так что, если хотите остаться живым, срочно уезжайте из города куда-нибудь подальше, ну, хотя бы на месяц-другой… В противном случае не ручаюсь за вашу безопасность и жизнь. Имею честь».
*
Всё это, - лишь набор слов, но, в конечном итоге, он производит совершенно замечательный эффект; в любом случае, конечно, наш славный умник-разумник никуда не уедет, станет, хихикая, рассказывать всем эту историю, как анекдот… Но уверяю, - последующую неделю-другую, все свои ощущения, все свои эмоции он не забудет уже до своего истинного смертного часа. Людей чувствительных, вроде меня, такой «розыгрыш» может довести до самой настоящей паранойи. Людей, более «твёрдых духом», это коснётся в меньшей мере, но, в любом случае, - какая там логика! Какие там доводы рассудка! В том и дело, что, чем абсурднее будет изложена такого рода история, тем больше в неё будет и вера. Безадресный, иррациональный, животный, неуправляемый страх, - очень хорошее упражнение для проверки своего психического здоровья и рассудка. К сожалению, передать это словами также не представляется возможным, так что, конечно, опять-таки, остаётся либо верить на слово, либо не верить… Уже post factum, когда паранойя уляжется, вспоминаешь многое, в том числе, - и грандиозное, - с надсадным скрипом, вырыванием петель, тяжким корёжащим падением, - крушение привычной, комфортной и безопасной, картины мира. Даже после такого «милого розыгрыша» вернуться назад, восстановить всё, «как было», - уже невозможно.

ГЦ
Subscribe

  • УЗКИЕ ВРАТА ВОЛИ

    Был в моей роте, в четвёртом взводе, курсант один; я, право, не знаю, как его и взяли-то в курсанты. Карликовый фенотип – большеголовый,…

  • LA HORA DE LA VERDAD

    «Момент истины», «the moment of truth»* - это из Хемингуэя, «Смерти после полудня» (1932). Что-то там про корриду и тот момент, когда становится…

  • ТЕНЬ УЧИТЕЛЯ

    На экране TV мелькают физиономии каких-то юных дядь и тёть, финалистов и финалисток «Учителя года». Смотреть на них без смеха невозможно. Очень…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments