gvardei (gvardei) wrote,
gvardei
gvardei

МЕДИТАЦИЯ О МОРЕ ЖИТЕЙСКОМ

Нынче вечером, зайдя в келью к известному томскому престидижитатору Роману Николаевичу Ланкину, застал его за болезнью, тонко именуемую «influenza», чернью же зовомую «лихоманка с ломотою в башке и мослах». Восковая бледность, покрывающая чело Р.Н., то и дело сползала на подушку. Я поправил её в очередной раз и присел на стульчак, стоящий рядом с болезным ложем.
Я чувствовал, что молчание стало тяготить и меня, и больного, - шутка ли, три часа я уже провёл у скорбного одра. И, чтобы разрядить обстановку, я решил о чём-нибудь рассказать Роману Николаевичу:
- Удивительное дело: включишь на проигрывателе какую-нибудь композицию, например, Django, мой любимый Limehouse blues, слушаешь-слушаешь, слушаешь-слушаешь, как Рейнхардт с Граппелли виртуозничают, вдруг взгляд упадает на хронометраж трека, - мать честная, а прошло только лишь секунд сорок, не больше. Представляешь?..
Роман, слабым голосом: «Да».
-Или вот, сегодня вспомнил одну свою былую песенку: куча текста, куча аккордов. Пока вспомнил, вспотел аж. И вот пою-стараюсь, выделываюсь, как могу. А время по часам засёк. Вот, последний решительный аккорд, смотрю на часы, и чуть не плачу: минута десять секунд. Ну что это за песня такая? Слушать нечего… Или повторять текст раз пять подряд, как думаешь?
Роман, слабым голосом: «Да».
- Стоит предположить, что музыка с более высоким темпом исполнения воспринимается именно так: кажется, что долго, а на самом деле – проходят десятки секунд, не более того. Или же, получается вот что: при высоком темпе исполнения на секунду звучания приходится гораздо большее количество информации, нежели при умеренном или медленном. И слушатель, для того, чтобы усвоить эту информацию, вынужден растягивать своё субъективное время. Потому он и удивляется, глядя на часы, фиксирующие время «универсальное». То же самое творится и с исполнителем, так получается?.. Ты согласен со мной?..
Роман, слабым голосом: «Да».
-Но, с другой стороны, если человеку, не знающему альбом Pink Floyd «Wish you were here» дать послушать «Shine on you Crazy Diamond», part one, человек очень удивится узнав, что композиция длится почти 14 минут. Он уменьшит это время, я думаю, раза в два. А уж в этой композиции ни о каком переизбытке информации не может идти и речи. То есть это ещё раз подтверждает мою теорию: человек, слушая музыку, произвольно растягивает или сжимает своё субъективное время. Так?..
Роман, слабым голосом: «Да».
-Но касается ли это только музыки? Вот, скажем, ты кажешься нездоровым. Ты лежишь под одеялом и неявно стонешь. Ты не получаешь никакой, казалось бы, информации. Но почему твоё субъективное время тянется так мучительно долго?
Роман, слабым голосом, пытается что-то сказать, но я уверенно продолжаю:
-А всё дело в том, что в случае с болезнью информация потоком идёт не извне, а из самого организма: все его датчики работают в форс-мажоре, снабжая твой мозг колоссальным количеством данных о состоянии твоих внутренних органов. А в случае с одиночным заключением (томительным ожиданием) дело обстоит ещё более необычно: информации нет, но датчики посылают и посылают тебе пустые сообщения, они заваливают твой несчастный мозг этим спамом, этими вирусными программами, которые в конце концов и приводят человека в состояние полного отупения и отчаянья. Вот ты, как человек бывалый, как оцениваешь таковую конструкцию?
Рома, слабым голосом: «Amou daquela vez como se fosse a última… Beijou sua mulher como se fosse a última… E cada filho seu como se fosse o único… E atravessou a rua com seu passo tímido…» (плачет)
- Возьмём ещё более любопытную ситуацию. Скажем, ты влюблён, сильно и безответно. В один прекрасный вечер у тебя появляются подозрения, что объект твоих воздыханий предаётся любви с другим мужчиной. И всю-то ноченьку ты проводишь в очень интересном состоянии: абсолютно уверен в указанном факте ты быть не можешь, у тебя недостаточно оснований и информации. Но твоя нервная система и органы чувств производят сложнейшую подмену, в результате чего происходит фантомизация реальности, ты одновременно ощущаешь и ТО (этого не происходит) и ДРУГОЕ (это ещё как происходит). В таком раскладе происходит двойная перегрузка психики: с одной стороны, твоё сознание завалено горой пустых сообщений (неизвестность), с другой же – столь негативными сигналами, от которых хоть в петлю лезь (фантомная реальность). Причём «неизвестность» ещё какого-то чёрта начинает процесс самовоспроизводства, в лучшем случае – в арифметической прогрессии! Здорово придумано, да ведь?!
Рома, сквозь слёзы: «Да».
-Ну, я пойду, пожалуй?..
Рома, вытирая слёзы: «Посиди ещё»
-Нет, нет, est modus in rebus, pax tecum, Рома…

Гвардей Цытыла, 010906
Subscribe

  • (no subject)

    • новости кулинарии: невидимая безвкусная соль, горчичный газ • передаваемый из поколения в поколение наследственный кашель дворянского рода Х. •…

  • (no subject)

    • «Косоногое детство моё» (книга стихов, должно быть) • Р.Л.: пусть все твои желания забудутся! • праздношатающийся зуб • всякопа́т, всякопати́я (от…

  • (no subject)

    • скончался в страшных скуках (последние слова Черчилля: «I'm bored with it all») • slowмы́шленник (долгодум?) • деликте́с (лат. delictum —…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments