gvardei (gvardei) wrote,
gvardei
gvardei

Category:

ИМПРИНТНАЯ УЯЗВИМОСТЬ

\Конрад Лоренц и его "дети"\
Знаменитые эксперименты Конрада Лоренца с утятами: когда они только вылупляются из яиц, первый увиденный ими движущийся объект воспринимается, как «мама». Вот и Лоренц, должно быть, на протяжении нескольких суток подряд неутомимо двигался вокруг утиных яиц, в результате чего для нескольких новорожденных он и остался на всю их утиную жизнь мамой. Это явление в биологии и этологии именуется «импринтинг».
*
Imprint, англ. - «запечатлевать», «оставлять след». Импринтинг суть неизгладимые впечатления сознания, получаемые в основе своей в раннем детстве. Эффект импринтирования свойственен множеству видов животных, в том числе и человеку. В отличие от научения, импринтинг не требует многократного повторения, «вдалбливания», - единый раз раздражитель появляется в сенсорном поле человека, и уже навсегда становится своеобразной «вехой» сознания. Но, опять же, в отличие от научения, которое возможно практически всегда, импринтинг происходит лишь в особые временные отрезки, довольно трудно вычисляемые и предсказуемые. В этологии эти моменты именуются «временем импринтной уязвимости».
*
С импринтингом связано возникновение и развитие многих поведенческих теорий: тут и фрейдисты отметились, можно вспомнить и работы Вестермарка, связанные с половой десенсибилизацией лиц разного пола, в первые годы жизни воспитывавшихся совместно… С импринтами часто связывают и возникновение у подростков сексуальных отклонений наподобие фетишизма. Классический пример этого мы можем найти у того же Лоренца: бедный попугайчик, влюбившийся в шарик для пинг-понга, и ласкающий оный, как если бы это была его верная и любящая подруга.
*
Вот в чём проблема: действительно ведь, неизвестно, невычисляемо, когда у ребёнка придёт пора импринтной уязвимости, в какие миги-секунды-минуты увиденное или услышанное им превратится в «железобетонное» запечатление, определяющее всю его последующую жизнь!.. Если бы это было прогнозируемо, в принципе, можно было бы хоть в какой-то мере «выстроить», «спроектировать» его жизнь… Скажем, сидит мамаша, и думает: вот завтра с 19.30. до 19.35. у моего годовалого сына будет «пятиминутка импринтной уязвимости». Что бы ему такого показать?.. Сцену из «Грозы» Островского?.. Может, на саксофоне поиграть?.. показать пластиковую куклу Ктулху?.. А, может, портрет Пушкина работы Тропинина?.. А может, просто голой перед ним поскакать, а?..
*
Ребёнок увидит что-то из перечисленного, - и произойдёт то самое «запечатление», когда увиденный образ буквально вольётся в сознание и до самой смерти будет неотличим и неотделим от сущности этого ребёнка. Что там какой-то абстрактный ребёнок, - каждый из нас носит в голове десяток-другой-третий этих самых импринтов, и совершает множество поступков исходя из самых туманных и неопределённых позывов… Но ведь совершает, и внутреннее уверен в своей таинственной «правоте»! Пытаясь анализировать свои собственные пристрастия и предпочтения, никак не могу объяснить свою нелюбовь к таким цветам, как каллы и анютины глазки. Так же никак не могу понять, откуда у меня в детстве появилась страсть к поджиганию всего и вся, самая настоящая пиромания, которая только со временем взяла, да и сублимировалась в курение, от коего я и до сей поры отвязаться не могу…
*
Ох, не показывайте своим детям пластиковую куклу Ктулху… И голыми перед ними не скачите, пожалуйста… А то Бог весть, каким боком всё это вылезет им, детям, да и вам тоже…

ГЦ
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment