gvardei (gvardei) wrote,
gvardei
gvardei

Category:

КАК ПЕЛИ, ПОЮТ И ЧЕМ ВСЁ ЭТО КОНЧИТСЯ


Сразу стоит сказать: моя «классификация» очень условна и пристрастна, и с точки зрения временных ориентиров, и с точки зрения описательной, но, как мне кажется, какой-то смысл во всём нижесказанном есть. Итак, на примере вокальных стандартов т.н. «pop-music» мне захотелось проследить, как менялись представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо», за последние 80-90 лет? Ещё раз уточню: речь идёт, безусловно, не о вокале классического репертуара, а о том, что абсолютно условно мы назовём «популярной музыкой». Итак,

10-20-е г.г. XX в. – вокал очень выспренний, слова и музыкальные фразы пропеваются очень чётко, конкретно: должно быть, во многом благодаря слабенькому качеству звукозаписи и, тем более, воспроизведения на всяких там патефонах-граммофонах. Требования к вокалистам очень строгие, чуть ли не «академические»; что женские, что мужские голоса – сопрано- тенор, очень слащавые, «драматические». Минимум орнаментики, минимум мелизмов, минимум «обертонов». Партии прямые, как палки, плоские, как лист фанеры.

30-40-е г.г. – в принципе, мало что меняется. Те же тенора, та же слащавость, никакой импровизации. Всё по нотам. Однако встречаются уже вполне явные «вкрапления» мелизмов, всяких там завитушек и небольших отступлений от основной темы. Среди мужских голосов, помимо теноровых, уже появились Синатра и Тэкс Бенеке, Бинг Кросби и иже с ними, - то есть серьёзные, глубокие баритоны. Среди женщин появляется «белая ворона» Билли Холидей, к голосу которой надо, мягко говоря, долго прислушиваться, чтобы понять его прелесть. Что же до Эллы Фитцджеральд, в 30-40-е годы она работала (в основном) в мэйнстриме, «попсила», как могла.

50-е г.г. – подлинная революция в вокале. Впрочем, началась она, конечно, сразу после 2-й мировой, но расцвет всех начинаний приходится именно на «пятидесятые». Тексты, и без того примитивненькие, становятся вообще ни к чему, в джазе процветает скэт, то есть превращение текста песни в процессе пения в полную бессмыслицы кашу из еле узнаваемых слов. Пение становится всё свободнее интонационно, это, безусловно, время шедеврального импровизационного творчества и Эллы, и Сэсси, и Дины, и многих других… Сохраняются вполне серьёзные требования к вокальным данным, однако «ближе к народу» дела обстоят уже совсем не так… Тут и Билл Хейли, и Литтл Ричард, и, куда от него денешься, Элвис… Нет, у Элвиса с голосом было куда ни шло, но приоритеты сменились, - главное теперь не «вокальные данные», а «драйв». В этом же направлении двигалась и «Little Miss Dynamit» Бренда Ли, и многие другие. Произошло явное разделение мэйнстрима на два потока – «драйв» устраивал молодёжь, более старшие по-прежнему предпочитали «качество».

60-е г.г. – «революция продолжается». Наряду со сладенькими по началу, но довольно свободными «Битлз» появляется откровенно грязный и деструктивный вокал «Роллинг Стоунз», ну, а Дженис Джоплин со своими «маточными воплями» «закрывает тему»: конец 60-х, - это драйв, драйв, и ничего, кроме драйва. Нет, конечно, параллельно со всеми этими весельчаками были и Клифф Ричард, и Энгельберт Хампердинк, и Том Джонс, но их, как прежде других, слушали в основном более взрослые и менее отвязные товарищи.

70-е годы: «революция пожирает своих детей». Нет, конечно, первая половина 70-х, - это расцвет хард-рока, хриплый и очень выразительный Роджер Уотерс, нарцисс Йэн Гиллан со своими бесконечными воплями, и удавленник Маккаферти из «Nazareth», и романтически-готичный Роберт Плант, и Байрон из «Uriah Heep»… Хорошее время, которое оставляло немалое поле для творчества… «Вокалом» в старом добром смысле этого слова всё это назвать было сложно, однако таки «внушало». Даже наждачный голос Питера Гейбриэла из «Genesis», явно неприятный на слух, чем-то, да брал меня… Но всё это было «началом конца»…

80-90-е годы: абсолютно пропащие, полная деградация вокала. Он есть, но он топчется на месте, тот же хард-рок превратился в абсолютно коммерческую лавочку, и взять любую сытую-гладкую группёшку, вроде «Скорпионов» или «Синдереллы», - всё это бесконечное «повторение пройденного». Было да уплыло то, что тогда именовали «New Wave», что-то вроде «The Police», - оттуда вышел Стинг, которого я очень уважаю, в числе прочего, и за весьма своеобычный вокал… Но, в целом, речь идёт о единицах достойных на фоне огромного числа клевретов и подражателей. Нет, конечно, появилось то, что ныне именуют «трэш-культура» или какие-нибудь говоруны, вроде MC Hammer’a («Церемониймейстер Молоток», хыхы) или Eminem’a , но, что касается вокала, это уж совсем за границами жанра.
*
В принципе, и ныне, в финале 1-го десятилетия нового века, ничего нового и многообещающего не слышно, не видно. Всё та же вторичность, что не так уж и плохо на безрыбье, - или полная и абсолютно бесталанная халтура, к которой мы уже постепенно привыкаем, начиная, скрепя сердце, почитать за «своеобразную подачу музыкального материала». В целом же диалектика прослеженного процесса такова: от «зажатости», «правильности», «красивости», «манерности», - через экспериментаторство, освобождение, импровизацию, полагание на драйв, - к убогости, непрофессионализму, отсутствию каких бы то ни было приемлемых критериев и ориентиров.
*
А дальше будет ещё хуже, и связано это, в первую очередь, с тем, что с каждым десятилетием падает уровень массовой музыкальной культуры, - для меня это очевидно. Быть может, музыку слушают больше, - но понимают в ней всё меньше, и поэтому требования к ней день ото дня всё примитивнее и площе. А каковы потребности людей, - таково и рыночное предложение, будь оно неладно…
*
Милые песенки моего детства… «Bohemian Rhapsody» Queen… «Stairway to heaven» Led Zeppelin… «Lazy» Deep Purple… «Telegram» Nazareth… Не скажу, что вы самые-пресамые, только вот уровень ваш, - и мелодический, и вокальный, и композиционный, и инструментальный, и аранжировочный, - такой, что вам до сих пор подражают, а вот что-то хотя бы такого же уровня, только СВОЁ, - увы, увы, увы…

ГЦ
Subscribe

  • АЗ ГЛАЗ ВРАГ ЗЛА

    Вот как было раньше? Плохо было. Выдуманный Бог сидел на облаке и следил за всеми. Eye in the sky называется. Вот захочу я потравить колодец,…

  • ПОДМЕНА

    Выученный ещё в школе гегелевский закон перерастания количественных изменений в качественные время от времени провоцирует меня на всякого рода…

  • ВНИМАНИЕ ВНИМАНИЕ

    С каких-то пор Василий Воллюст стал впадать в глухое раздражение по странному поводу: ввечеру, вспоминая события прожитого дня, он никак не мог…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments