gvardei (gvardei) wrote,
gvardei
gvardei

Categories:

ОПЕРНОЕ МЫЛО: ЗАКОНЫ ЖАНРА


К стыду своему, признаюсь: всю нынешнюю ночь мне снилось, что я, – персонаж какого-то бесконечного российского сериала в промежутке где-то между 150-й и 230-й сериями. Да-с, персонаж, да не из последних, то есть я даже мог принимать какие-то решения и, кроме того, у меня были довольно длинные диалоги с другими героями сериала. О чём мне пришлось с ними беседовать, - хоть убей, не помню, что же до сюжета в целом, - понятно, какая-то бытовуха, очередная «семейная сага» о нескольких поколениях русских капиталистов.
*
(Ага, меня это всегда веселит до изумления, - показывают какое-то «святое семейство», где ещё дедушка «держал дело», вот покуда папа «держит», а вскоре всё «оно» перейдёт к внучку. Это в стране, где до середины 80-х годов XX века слова «спекулянт» и «фарцовщик» были реальными ругательствами!.. А эти вот, оказывается, уже тогда совершенно легально свой «семейный бизнес» замутили, да куда там, при Хрущёве ещё, должно быть…)
*
Не скажу, что чувствовал себя в контексте упомянутого сна комфортно. Зато, проснувшись поутру и проанализировав всё то, что удалось вспомнить, я сделал для себя несколько совершенно замечательных открытий. Только вряд ли они кому-то пригодятся, потому что касаются очень частной темы. А тема звучит так: «Ощущения человека, оказавшегося «внутри» сериала, причём не подозревающего, что это сериал, а уверенного, что это и есть реальная жизнь».
*
Первое открытие: на человека серия за серией («Серя-засеря…») сваливается такое количество самых брутальных событий, что скоро понимаешь: ни одна здоровая психика не в состоянии выдержать подобного натиска. Вон, у Лермонтова в «Маскараде» Арбенин лишь только любимую жену траванул, а после узнал, что её оговорили, - и то умом тронулся… Как там? – «И этот гордый ум сегодня изнемог…» А тут что ни эпизод, - то новая трагедия: то жену сбила лошадь, то жену похитили, то жена изменила с сыном, то сын, оказывается, не от жены, то жена, оказывается, не мать сына, то какие-то дети толпой валят и говорят: «папа, папа», то тебя самого кто-то чем-то по башке шарахнул, и есть подозрение, что это либо жена, либо неродной сын, либо дети с улицы. Какой тут Марк Аврелий со своим стоицизмом!.. Тут любой бы за 10-15 серий получил воспаление мозговых оболочек. Тебя последовательно, один за другим, предают близкие, друзья, сослуживцы, просто люди с улицы. Тебя подсиживают, подставляют, ты оказываешься либо в дурке, либо в реанимации, либо в кутузке. Кому верить? Некому. «Лошади – предатели… Дуб – идиот… Речка – кретинка…» И самое-то что удивительное, наши «герои» в любых обстоятельствах «держат удар», никто и никогда не помышляет о самоубийстве или какой-то иной, более щадящей, форме эскапизма, - нет, они, как мухи на говно, лезут ещё дальше, что-то выясняют, делают какие-то «ещё более страшные открытия», хватаются за головы, и снова, очертя их же, ныряют во всё это дерьмо… Иов многострадальный, по сравнению с героями сериалов, - так, погулять вышел, всего лишь дядя с крайне неустойчивой психикой.
*
Второе открытие: события сериала происходят в каком-то странном мире, которые даже слыхом не слыхивали об идее христианского прощения. Все друг другу мстят, причём по-чёрному, причём за любую мелочь пузатую, причём не «око - за око», а с превеликим избытком, глаза три в счёт одного утерянного. Патологическая мстительность свойственна практически всем персонажам, за исключением какой-нибудь няни Арины Родионовны, которая ходит из серии в серию с заплаканной мордой и уговаривает всех обняться и возлюбить ближнего своего, как самого себя. Но на неё смотрят, как на тихо помешанную, и всегда вовремя выводят из кадра, чтобы продолжить своё чёрное дело. Когда же акт мести получает своё воплощение, мститель обычно снова хватается за голову и стонет «Что же я наделал?!», но это нисколько не впечатляет и не убеждает. Уж наделал, так наделал…
*
Третье открытие: в любом случае, когда перед неким персонажем становится проблема принятия решения, из всех возможных вариантов он должен выбрать самый идиотский. Скажем, любимая девушка признаётся, что она тоже очень любит нашего героя. Ему тут же стоит схватиться за голову и начать размышлять, что же за этим всем стоит… После, так и не придя к какому-то умозаключению, надо сесть в поезд и уехать в Сыктывкар, там на рынке устроиться рубщиком мяса и попытаться забыть обо всём. В принципе, весь сюжет сериала, если к нему приглядеться повнимательнее, построен именно на таких «сюжетных поворотах».
*
Четвёртое открытие: все, без исключения, герои сериала, - очень тупые, тормозные люди. Заходишь в комнату, там какая-то бабушка убитая лежит. «Вот»,- говорят тебе, - «какую-то бабушку убили». «Что?» - говоришь ты, - «что, о чём вы?» - «Бабушку убили, говорю», -«Какую бабушку?» - «А хрен её знает. Какую-то», - «А где убили-то?», - «А вот, тут убили», - «Как убили? Где она?» - «А вот она!», - «Да не может быть!», - «Как не может, коли вы на ней сидите?» Вот так и толкаются, недотыкомки, по углам туда-сюда, совершенно не врубаясь в самые очевидные вещи: раз десять надо сказать «всё, падай, ты убит», - только тогда перестанет доказывать вам обратное и, наконец-таки, успокоится.
*
И, наконец, пятое открытие: действие сериала никогда не заканчивается. То есть формально у него есть «последняя серия», но, чаще всего, финал безбожно скомкан и связан с падением рейтингов и закрытием финансирования. Что же касается «подводной части айсберга», - ни одна из десятка-другого сюжетных тем не «закрыта», ни один конфликт не исчерпан до всеочищающего катарсиса, то есть сериал продолжает существовать в некоем замкнутом пространстве самобытия, и конца ему нет.
*
Ещё раз вкратце перечислю свои «открытия»:
• Бесконечная череда трагических событий;
• Невероятная мстительность основных действующих лиц;
• Дурная иррациональность поступков персонажей;
• Жутковатая, «зомбиобразная» заторможенность восприятия персонажей;
• Дурная бесконечность сюжета сериала.
Всё это, в конечном итоге, напоминает одну из возможных моделей ада. Вряд ли кто в здравом уме пожелал бы воочию оказаться в описанно пространстве событий. Было бы очень интересно послушать откровения какого-нибудь автора сценария подобного сериала. По крайней мере, выслушать из его уст, что из себя представляют «законы жанра» применительно к написанию таких опусов и чему они могут быть, чёрт возьми, подчинены…

ГЦ
Subscribe

  • (no subject)

    • встретились пироманьяк да гидроманьяк, и стали силушкой мериться • целоку́дрие • прелюбоодея́ние (что-то вроде спецодежды) • безопасные в…

  • * * *

    Не сомневайся во мне: когда-то предам. Впрочем, это вопрос терминологии. В чём-то смышлёные не по годам, В чём-то и вовсе убогие, Сами решаем, кто…

  • КОПИЯ КОПИИ

    Моя незатейливая шутка: я пересылаю абоненту какой-нибудь файл, видео или текстовой, не важно, с припиской – «не понравится, верни обратно». *…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments