gvardei (gvardei) wrote,
gvardei
gvardei

Category:

"ДВА МИРА - ДВА ДЕТСТВА"


Вот Алёша Пешков, странный парень, междумирок, - вроде бы из мещанско-купеческой среды, а амбиций выше крыши, вот и умён, и наблюдателен, и талантлив, - а образования нет и не предвидится. Причём не стоит под «образованием» подразумевать начётничество, всякие там «аз, буки, веди», - нет же, этого не отнять, начитан чрезвычайно; а в том беда, что в голове у Алёши Пешкова навалено всё вповалку, бардак несусветный, и потому от великого – до смешного, от уничижения – до мегаломании, от реального ничтожества – до подлинного величия у Алёши Пешкова всего-то один маленький шажок. Чудак-человек, короче говоря. Вот и попытка самоубийства в 1887 году, несмотря на свой трагизм, театральна, - декорации-то какие, реквизит: высокий обрывистый берег Волги, пистолетик, невесть откуда взявшийся…
*
Но за что уж я чту Алёшу Пешкова, так это за то, что пять лет кряду шлялся «по Руси» и ума-разума набирался. Все эти «хожения за три моря», конечно, немало романтизированы и героизированы самим Максимом Горьким, а позднее, - его паладинами и биографами, но и реального во всём этом немало. Что, не бродяжничал?.. На соляных копях не корячился?.. И на иных прочих «подай-принеси» за копейку-рупь?.. Не знал унижений и скорби?.. Не голодал, - не холодал?.. Можно называть всё это «мальчишеством», но и мальчишество разного рода бывает.
*
Вот сядет ныне некий «мальчишечка», сытый и гладкий, за клавиатуру компьютера, и начнёт строчить агромадную статью про бедность в России. Оной он и в глаза не видел, зато, перед тем, как начать писать, он нашёл 152 источника, благодаря которым «проникся» и «овладел темой». Или, быть может, нет: всё-таки сел в свой «Lexus», и проехался по каким-нибудь ПГТ и деревенькам, обвешанный диктофонами, видео и фотокамерами, ноутбуками и десятком тамагочи. Простой, как кислород, входил в избы, заранее зажимая нос и благосклонно принимая извинения за то от вонючих мужиков.
*
Да нет же, перебор. Довольно и 152-х источников, на основании которых вполне можно составить тяжёлую, безрадостную, но в перспективе оптимистическую картину «Бедность в России на современном этапе». Что-нибудь в таком роде: «Бедные – это та группа, на которую не действуют никакие сигналы – ни маркетинговые, ни политические. При этом известно, что это те слои, в которых поднимаются восстания. Государства всего мира борются с бедностью не из гуманизма, а из страха. Кроме того, бороться с бедностью выгодно. Бизнес заинтересован в том, чтобы и эти люди начали потреблять». \ «Русский репортёр», № 5, 2009, стр. 27\
*
Прочитаешь подобное, и хочется напиться. Пять коротких предложений, внешне вполне нейтральных, - но, мать ихую, столько презрения, смешанного с тем же страхом, сколько непрофессионализма, нелепостей и лжи в этих пяти коротких предложениях! Это говорит ПРОФЕССОР ПИТЕРСКОГО ФИЛИАЛА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ ЭКОНОМИКИ и ДИРЕКТОР ФОНДА ПОДДЕРЖКИ СОЦИАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ. Да за такое «мальчишество» надо морду бить.
*
В своё время, в 1985-87 годах, я и мой друг Фёдор Горкавенко работали грузчиками на заводе «Сибэлектромотор». Эти годы и были временем «наивысшего подъёма» авторского песенного дуэта «Горкавенко\Иванов».Разъезжали мы по стране лихо, и где нас только не носило. Практически сразу нам пришлось почувствовать одну интересную особенность восприятия «нас» - другими: когда мы говорили, что мы, - грузчики, люди либо не верили, либо как-то почтительно отстранялись, дескать, как бы, разнервничавшись, мы не стали материться и кулаками махать, норовя повредить собеседнику глаз. Попросту, люди никак не могли понять, как это так, - песни поют, гастролируют по стране, - а, - грузчики?.. Стали бы хоть тренерами по фигурному катанию, как Кукин, всё было бы о чём поговорить, но, - грузчики?.. Поначалу нас это злило, потом, - стало веселить, а потом, - мы стали «играть в пролетариев»: лихо матерились, смачно крякали, выпивая стакан водки, курили «Беломор» и произносили нечто вроде «мы университетов не кончали»… Блин, многие люди действительно верили в эту нашу игру: такое впечатление, что последнего «пролетария» они видели на рисунке в книжке «Как тяжко жилось при царе-лихоимце».
*
И хотя с тех пор прошло больше двадцати лет, я никак не могу привыкнуть к тому, что огромное число людей в России, мнящих себя «интеллектуалами» и «интеллигенцией», учат меня и мне подобных «жить», советы какие-то дают, помышляя, что без них и их советов я и мне подобные пропадут, заблудятся, плакать начнут… Они «подкованы на источниках», у них язык подвешен, но как им понять, что всё, что они говорят, - пустой звон, бред сивой кобылы, логические игры для старшего школьного возраста?..
*
Вот говорят: русская история 17-19 в.в., - это дворянская история, она написана дворянами, она написана с точки зрения и в интересах дворянского сословия, и потому насквозь лжива. Согласен. Хотя, с другой стороны, - а кто бы писал историю, как не дворяне, самая образованная и самая праздная часть русского общества того времени?..
*
Но чем ситуация прошлых веков отличается от нынешнего времени?.. Образование, - есть, праздности, - навалом, и пошла писать губерния! Об ужасах бедности, об ужасах армии, об ужасах русской тюрьмы, об ужасах русской провинции, об ужасах молодёжной преступности, об ужасах алкоголизма и наркомании, об ужасах бюрократии и коррупции, об ужасах там, об ужасах сям, об ужасах везде и всюду. Ну нашёлся бы хоть один Алёша Пешков, который прошёл бы все эти ужасы от и до, и писал бы о них «изнутри», а не проскакав мимо на малиновом коне, - я бы ему слова не сказал. Однако куда там, какой там Алёша Пешков! - тот самый «мальчишечка», сытый и гладкий, режет мне правду-матку, ссылаясь на такого же, как и он сам, «ДИРЕКТОРА ФОНДА ПОДДЕРЖКИ СОЦИАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ». Это что, - не «дворянская история», не «дворянская культура», которой абсолютно по барабану, как действительно обстоят дела в стране, главное, «чтобы и эти люди (бедняки, см выше) начали потреблять»?.. (И будет беднякам оттого великое счастье, по всей видимости.) Но если дворяне прошлых веков были воистину дворянами по крови и по положению своему, то кто эти, нынешние, которые взяли на себя столь «неблагодарную роль», - открыть мне глаза и просветить мой неразвитый ум?.. Увы, на этот вопрос у меня ответ имеется, но он слишком уж груб для письменной речи. Тяжкое наследие пролетарского прошлого, должно быть…

ГЦ
Subscribe

  • 100

    С точки зрения разумных растений весьма странно выглядит страсть человека к их половым органам, сиречь цветам. Люди дарят их друг другу, бесконечно…

  • (no subject)

    • «Ты был бесподобен!» - равно как и «Ты был безобразен!» - то есть не имел зримого выражения • меморо́ид – «кажется, припоминаю». «Со мной случился…

  • * * *

    Как говорил четвёртый муж моей второй жены, «Все мы когда-нибудь будем поражены В нашу пяту уязвимости, ну, ахиллесову то есть. Всяк обладает…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment