gvardei (gvardei) wrote,
gvardei
gvardei

Category:

"HOW TO WIN PEOPLE"



Кому-то может показаться удивительным и смешным, но даже во второй половине минувших 80-х годов книжки пресловутого Дейла Карнеги в СССР пребывали в спецхранах и имели на обложке гриф «ДСП», то есть «Для служебного пользования». Что там же, на тех же полках, стояла и «Mein Kampf», напротив, совсем никого не удивляет. Как-никак, «библия человеконенавистничества», «гимн анти-гуманизма» и прочая, и прочая…
*
Ну, пусть так, однако мне кажется, что соседствовали они совсем не зря. Ибо, если пролистать оглавление «Моей борьбы», то, помнится, главы четыре там непосредственно посвящены технологиям воздействия на массовое сознание: уж в чём в чём, а делах пропаганды Гитлер-Геббельс-Розенберг до сей поры столь же авторитетны, как, скажем, Маркс&Энгельс для коммунистов. «Моя борьба», несмотря на свою мутность, воистину является «букварём пропагандиста», где все разжёвано и примитивно, но верно и действенно. «Первейшая задача пропаганды – завоевать симпатии тех людей, из числа которых впоследствии составится организация. Первейшая задача организации – завоевать тех людей, которые пригодны для дальнейшего ведения пропаганды. Вторая задача пропаганды подорвать веру в существующий порядок вещей и пропитать людей верой в новое учение. Вторая задача организации – борьба за власть, чтобы таким путём обеспечить окончательный успех данного учения». Ну, кто не понял?.. Ну, кто не согласен?..
*
Что же до отличия «Mein Kampf» от книжек Карнеги, основное сразу бросается в глаза: «целевая аудитория». Гитлер писал (вернее, Гесс писал под диктовку Гитлера) для «партайгеноссе», для «товарищей по борьбе и оружию». А Карнеги – для коммивояжёров и «неудачников от бизнеса».
*
«Зачем нужно читать эту книгу, чтобы узнать, как завоёвывать друзей? Почему не изучить приёмы величайшего завоевателя друзей, какого только знал мир? Кто он такой? Вы можете встретить его завтра на улице. Когда вы приблизитесь к нему на расстояние десяти футов, он начнёт вилять хвостом. Если вы остановитесь и погладите его, он будет вне себя от радости, стараясь всячески показать вам, как сильно он вас любит. И вы знаете, что за этой демонстрацией привязанности с его стороны нет никаких скрытых мотивов: он не хочет продать вам какую-либо недвижимость и не имеет намерения вступить с вами в брак.
Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, что собака – это единственное животное, которому не надо работать, чтобы жить? Курица должна нести яйца, корова – давать молоко, канарейка – петь. А собака зарабатывает себе на жизнь тем, что дарит вам только любовь».
*
Ну, и в том же духе, столь же примитивно и откровенно, как и у фюрера. Удивительно, что именно в трёх империях XX столетия столь масштабно развернулась «борьба за души» своих граждан, и выразилось это в пропаганде нацистской, пропаганде большевистской и пропаганде торгашеской. Первые две, несмотря на то, что они дискредитированы людьми, воплощавшими их в жизнь, всё-таки, скажем так, «идейны». Что же касается третьей, дожившей до наших дней и довлеющей в умах миллиардов людей, она абсолютно безыдейна, суть её до предела проста, - отыскание наиболее результативных способов манипулирования сознанием масс. Для чего? - А для чего угодно. Кто платит, тот и заказывает музыку. Выборы любого уровня. Продажа автомобилей и жевательной резинки. Создание образа «врага» и образа «друга». Биржевые спекуляции. Разжигание региональных конфликтов. Создание положительных имиджей «мыльных пузырей» и разрушение надоевших, отработанных имиджей. Самый богатый заказчик, - рынок, на него и работает торгашеская пропаганда.
*
Именно XX век стал во многом роковым, поскольку именно в его временных пределах разгорелась невиданная по своей похотливости страсть к манипулированию себе подобными, не ограниченная ничем, - ни религиозными заповедями, ни памятью предков, ни единым моральным запретом. Карнеги и ему подобные были наивными «пионерами» этого «крестового похода», ныне же технологии манипулирования сознанием достигли невиданного могущества и результативности даже не на государственном уровне, а на цивилизационном, порой же и глобальном.
*
«Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей». О каких друзьях идёт речь?! Откуда в русском языке вообще появилось это уродливое «завоевание друзей», как не из перевода с английского, - «How TO WIN friends & influence people»?!. А вслед за этими книжонками написаны уже тысячи и тысячи, - «ты победитель», «ты супер», «ты хозяин положения», «ты гигант», «ты великий маг и волшебник»… Но во всех подобного рода «психологических» опусах идея одна и та же, - «Выгода, и только она, определяет твоё поведение; путь к успеху – единственный твой императив; сначала победи, а потом легко найдёшь себе любое оправдание».
*
И ужели не ясно, что именно подобная пропаганда суть дорога к самому страшному, во сто крат хуже сталинского и нацистского, тоталитаризму?.. Но, как всегда, «живя внутри» ЭТОГО, мы не замечаем ЭТО, как не замечали граждане СССР в 30-40-е годы, как не замечали жители Третьего рейха. То, что самый важный шаг уже сделан, - нравственность обрела номинальность, - для меня очевидно. Иные шаги не замедлят.

ГЦ
Subscribe

  • ЗА ПОЛНОЧЬ

    Черти залетали в избу обычно после часа ночи и принимались за привычное дело: начинали терзать домашних подозрениями, блазнями самого разного…

  • КОГДА-ТО НЕ ПОВЕЗЁТ

    Кондуктор трамвая, по какой-то причине решив, что видит перед собой совершенного лоха, вкрадчиво произнёс: -С вас сто тысяч рублей. Я,…

  • ИСТОРИЯ ПП

    Исполненный самых нежных чувств к девице Каракамыш, Пётр-Павел Чехарда задумал набить себе на бедре татуировку «Люблю девицу Каракамыш».…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments