gvardei (gvardei) wrote,
gvardei
gvardei

Category:

ИСКОМЫЙ АД



Большинство мужчин, имеющих хоть какое-то отношение к компьютерам, отдали дань уважения тому разряду компьютерных игр, которые по-английски именуются «shooters», по-русски же, попросту, «стрелялки». Я, грешный, начал своё «стреляние» лет пятнадцать как с двумерной игрушки «Doom2» и её бесконечных add-on’ов, закончил же давненько уже, года три назад, на «Call of duty» и её бесконечных add-on’ах.
*
«В чём же дело?» - спросит кто-то, - «Ведь год от года подобные игры становятся всё более совершенными, реалистичными, и играть в них всё более интересно! Почему же ты, Гвардей, вот уж три года, как завязал?..»
*
Да вот как-то так… Причины отказа от этих игр у меня носят более метафизический характер, нежели, скажем, бытовой или технический. Понятно, что у каждой игры есть вполне конкретные правила, ограничивающие деятельность игрока. Но в «шутерах» это проявляется наиболее зримо и, я бы даже сказал, зловеще.
*
Вот бежишь ты по чистому полю с берданкой наперевес, ура кричишь, за родину, за Рузвельта! И справа, и слева от тебя всё то же чистое поле, до самого горизонта. И вот захотелось тебе побежать не прямо, а, например, влево. Бежишь, шаг-другой-третий, - и вдруг натыкаешься на невидимую стену, преодолеть которую совершенно невозможно, об этом ещё древний Пелевин немало писал. Прыгаешь вправо, - та же попа, только в профиль. То есть информационные ресурсы игры таковы, что горизонт нарисован, и даже перспектива изменяется, а вот нельзя, - по сути дела, у тебя в этом чистом поле есть только довольно узкий коридор, по которому ты и должен пройти, дабы миновать уровень № X.
*
Причём часто, особенно в стареньких игрушках, бывает так: то, что вблизи тебя, прорисовано безобразно, сто пикселей на квадратную версту, а вот то, что за «границей» твоих возможностей, - почти статичная картинка, - там красиво, там здорово, там дворцы и горы, там города и замки, там небо… Туда хочется, а вместо этого ты должен каких-то придурков беспрерывно мочить… И, матерно выругавшись, ты снова сжимаешь в руках берданку и бросаешься вперёд, урра кричишь, за мазэрлэнд, за Черчилля!.. Потому что понимаешь: ресурсов мало, так что следует довольствоваться тем, что есть.
*
И вот ведь какое странное дело. С одной стороны, я прекрасно понимаю, что всё это, - действительно чисто технические проблемы. Если прорисовывать каждую мелочь, каждый листик, каждое дерево, каждый дом до облупившейся краски на раме окна третьего этажа, то цифровой объём любой подобной игры будет огромен. Причём объём избыточный, - ведь у тебя есть конкретное задание, и что, вместо его выполнения ты будешь разглядывать кору дерева или пальцем шелушить облупившуюся краску?..
*
С другой же стороны, ради которой я и затеял весь этот текст, - такие вот «коридорные» игры очень здорово программируют сознание… Если учесть, что играют в них в основном всё-таки дети, это-то и приобретает тот самый зловещий характер. Игроку то и дело неслышно напоминают: «У тебя есть конкретное задание, ты его выполнишь и получишь очередной бонус, вроде какой-нибудь виртуальной «Medal of Honour». Не рыпайся, не смотри по сторонам, - всё это бессмысленно, сосредоточься на том «коридоре», который тебе задан, и из которого мы тебя не выпустим ни под каким видом. Ты не творец этого мира, ты всего лишь тот, кому позволили в нём поиграть, подчиняясь вполне определённым правилам, нарушить которые просто невозможно, даже если бы того и захотел».
*
Это не сразу понимаешь. Тем более, когда проходишь игру впервые, тебе действительно кажется, что у тебя есть вполне реальная свобода воли. Но если оставить человека с этой игрой один на один, - на неделю, на месяц ли, - он изучит её вдоль и поперёк, он наизусть будет знать, что ему разрешено делать, а что нет. И с немалой печалью уразумеет, что все его блуждания по уровням игры ничем не отличаются от бесконечного измерения шагами узником своей одиночной тюремной камеры. По сути дела, это и есть ад одиночества и безволия, к существованию которого приучаются с детства. От тебя ничего не зависит, - если ты зашёл в эту игру, ты должен выполнять определённый алгоритм этой игры; в ином случае игра не имеет смысла.
*
Теперь заменим слово «игра» на слово «жизнь», и получим искомый ад.

ГЦ
Subscribe

  • СПРАШИВАЕТЕ – ОТВЕЧАЕМ. СЕЙЧАС ВЫЛЕТИТ

    «Дорогой Гвардей Цытылы. Пишут тебе твои постоянные корреспонденты, пионеры Сургута. У нас радость – нас наконец-таки сфотографировали. К нам в…

  • СПРАШИВАЕТЕ - ОТВЕЧАЕМ. ПО ПОВОДУ ПРОБКИ

    Дорогой Гвардей Цытыла! Пишут тебе твои неловкие пионеры Сургута. В последнее время мы все, сколько нас тут ни есть, столкнулись с одной нелепой…

  • СПРАШИВАЙТЕ – ОТВЕЧАЕМ

    «Дорогой Гвардей. Пишут Тебе твои верные пионеры Сургута. В последнее время, когда мы публично упоминаем Твоё имя, рассказываем о Тебе, нас…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments