gvardei (gvardei) wrote,
gvardei
gvardei

Categories:

РОМАЛЭ-ГЕНАЦВАЛЭ

\Хор цыган во время ярмарки в Харькове. Гравюра 1871 г.\

Мой дорогой друг и былой собутыльник Пантеон Забутов в бытность свою описывал мне своё пешее путешествие по Грузии в сопровождении одноклассника и ассирийца С.Б. Было это эдак году в 1983-84.
*
И вот заходят ассириец и Пантеон в какой-то кабачок придорожный. Усаживаются, да заказывают еду с вином. За соседним столом сидит большая компания взрослых и пожилых грузин. Вино пьют, говорят громко; видно, что речь идёт о каком-то маленьком торжестве, и люди культурно отдыхают. Пантеону интересно, Пантеон краем глаза наблюдает за происходящим за соседним столом... Вот, видимо, тамада берёт слово, за столом воцаряется тишина… Пантеон понимает: сейчас петь будут. В голове его мелькают всяческие прекрасные сценки из грузинских фильмов… Ага, ка-ак рванут сейчас, сначала запевала, а потом хором, tutti, и всем присутствующим останется только рыдать от восторга и умиления…
*
И, действительно, тамада что-то запевает надтреснутым голоском, - пауза, - и как запели tutti, кто в лес, кто по дрова, какие-то козлодрание и кошачья свадьба одновременно…Пантеон с ассирийцем быстро поели и выпили, и самым спешным порядком ретировались из кабачка, ибо долго слушать всё это было невыносимо.
*
Я не к тому, что грузины петь не умеют. Профессионалы - умеют. А так – всё, как в этом кабачке. Но вот, то ли под воздействием чудесных старых грузинских фильмов, то ли ещё по какому испугу, закрепилось за грузинами подобное реноме, - что ни грузин, то один хором поёт на 120 голосов…
*
Ещё более меня интригует пиетет очень многих русских перед цыганами. Как там, у Толстого Л. Н., в «Живом трупе»? «Афремов. А это оттого, что когда я умру… понимаешь умру, в гробу буду лежать, придут цыгане… понимаешь? Так жене завещаю. И запоют «Шэл мэ верста», - так я из гроба вскочу, - понимаешь?»
*
А я вот, хоть убей, не понимаю. Не скажу, что за жизнь свою переглядел и переслушал миллион цыган, но всё, что видел и слышал, - это либо очень средний и нисколько не задевающий душу уровень, либо вообще несусветная халтура… Быть может, специально для графа Толстого искали и находили каких-то невероятных самородков да гениев?.. Не знаю… Да ведь меня не столько цыгане задевают, - пускай поют и пляшут, как умеют, - меня именно эти «русские страдания» из себя выводят!.. Какой-то фальшивый восторг, махание руками-ногами, размазывание соплей по небритой физиономии, все эти «жги, ромалэ», «а теперь «Не вечерняя», и т. п. Какие-то бесконечные сериалы про Кармелиту, романтизация неромантизируемого… Яркие тряпки, картонные мечи, лошади какие-то бегают… Что это, цыгане, что ли, смотрят?!. Нет, это русские смотрят, - так что они там такого заповедного и желанного разглядеть хотят? - вот что меня интересует…
*
Что, в каком-то бизнесмене средней руки, нажравшемся в кабаке, вдруг просыпается любовь к степным просторам, к цыганской свободе и независимости, что, эдакий приступ дромомании овладевает им?.. Да вряд ли, да куда там.
*
Просто в 19 веке, когда Л.Н. Толстой погуливал, эстрады в современном значении этого слова не существовало, - и вот именно цыгане заняли эту нишу, и обрели популярность немалую за счёт того, что песни их, в основе своей, - это те же современные шлягеры: простые, незамысловатые, очень быстро запоминающиеся. И подпеть можно, и ногой дрыгнуть.
*
В наше же время ко всему вышеперечисленному добавилось ещё одно обстоятельство: любовь к «антиквариату», к «винтажному искусству», к «были и мы жеребцами». Эта «инаковость» и привлекает определённую категорию «слушателей-ценителей», хотя, по сути дела, хрен редьки не слаще, - попса, она и есть попса. Что века девятнадцатого, что века двадцать первого. 10% попсы – талантливы, 20% - приемлемы, всё остальное, - мусор, мусор и мусор. Чао, ромалэ.

ГЦ
Subscribe

  • ШКОЛА ЮНОГО КОММЕНТАТОРА

    Как хорошо, что дырочку для клизмы Имеют все живые организмы! (Н. Заболоцкий, «Из записок старого аптекаря», 5) Комментарий 1: До мурашек.…

  • ИЗ ПИСЬМА А. ЛУНАЧАРСКОМУ

    «Лиличке и Осе страдать полезно, они помучаются и, глядишь, ничего не напишут. Хотя они и так ничего не напишут, но им всё равно полезно». (В.…

  • ФИЛОСОФИЯ ШАРИКОВ

    Собственно, философии тут кот наплакал. Главная идея проста: в Lines, бесчисленных тетрисах и иных подобных игрушках невозможен «выигрыш». То есть…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments