Смешное слово, - «убиквист», похоже на имя какого-нибудь сказочного короля. На самом деле это биологический термин, происходящий от латинского «ubique», - «везде», «всюду». Им обозначаются животные или растения, ареал обитания которых, - практически вся Земля. В качестве примера чаще всего приводятся тростник обыкновенный и волк-волчок.
*
Эндемик, – слово не смешное вовсе, и происходит от греческого «endemos», - местный. Этим термином обозначают представителей животного или растительного мира, которые могут жить только на вполне конкретной территории в очень даже конкретных условиях для существования. Что-то вроде секвойи, скажем. Ну, вот понравилась ей Калифорния, и нигде более естественным образом она расти и жить не хочет!
*
А вот теперь возьму, да и перепрыгну с волков-волчков да секвойи на Homo sapiens: ведь, похоже, к нему это самое деление на убиквистов (космополитов) и эндемиков вполне применимо! Один вот такой Homo живёт себе в деревне глухой, и ничего большего ему в мире не надобно и не интересно вовсе… И поёт он с утра до вечера одну и ту же песенку: «Где родился, там и пригодился!»
*
Другого жизнь где только не таскает, - и там он жил, и тут он пил, и здесь он ел… Нет, я не о поездках, не о путешествиях, я о реальной смене жизненных обстоятельств, антуража: вот ёлочка стояла, под ней заяц-попрыгаец, - глядь, вместо неё кокосовая пальма ужо, а под ней сидит умная обезьяна и рожи корчит.
*
Среди моих друзей и приятелей немалая часть, похоже, относится именно к «убиквистам». Я же сам, судя по всему, самый что ни на есть «эндемик». Есть лишь одна-две причины, повинуясь которым, я мог бы уехать из Томска на время или навсегда. «На время», - это значит, больше, чем на месяц. Месяц я ещё продержусь и так, без причин, хотя обычно дискомфорт меня захватывает уже по прошествии двух недель.
*
И вот ведь интересно мне, - чем же, по большому счёту, «эндемики» отличаются от «убиквистов»?.. Кто-то тут же скажет: «эндемики» трусы, они боятся кардинально изменять свою жизнь, боятся перемен. Ну, может быть. Только, «оглядываясь на прожитые годы», как-то не замечаю за собой этой самой боязни перемен. Есть нечто иное, как мне кажется, более значимое, - осознание того, действительно ли тебе нужны эти перемены, или ты их из пальца высосал?.. И нужно ли для того, чтобы что-то изменилось в твоей жизни, собирать в путь-дорогу корзину, картину, картонку и маленькую собачонку?..
*
Это мной заявленное разделение, - оно не предполагает, что что-то «хорошо», а что-то «дурно». Вернее, и в «вездесущести», и в «укоренённости» присутствует и то, и другое. Пускай это покажется спорным, но «эндемики» более инертны и осторожны, и в то же время нетерпимы и категоричны. А о характере «убиквистов» можно сказать, что они более легковесны и конъюнктурны, необязательны и циничны. Всё это подразумевается образом жизни. Но вот что стало поводом к тому или иному образу жизни, что стало первопричиной его? – на этот вопрос ответа найти не умею.
*
У «убиквиста» есть одна беда, впрочем, разрешимая, - ему некуда возвращаться. А разрешается она просто: ему и не надо никуда возвращаться. И у «эндемика» есть одна беда, причём, в отличие от предыдущего случая, неразрешимая: его жизнь, - это вечное стояние на перроне (причале) и махание платочком вослед кому-то - чему-то. Его жизнь, - это постоянное ощущение того, что какие-то жизненные возможности и сюжеты безвозвратно упущены, и осознание того, что при всём своём желании он никогда не сможет проверить, верно ли это ощущение…
…или оно такая же химера, как перрон-причал-платочек-кто-то-что-то.
ГЦ