Эта идея то и дело возвращается ко мне в самых разных обстоятельствах. Нынче, - в вечернем промёрзшем трамвае, с глянцевым журнальчиком на коленях. А там, внутри, всякие вкусности, натюрморты с фруктами, праздничный антураж обеденных столов, бутылки с дорогущими алкогольными напитками. Сразу вспомнилось: когда у меня в руках впервые оказался фотоальбом с видами Томска, я долго восхищался, охал, ахал, и повторял, в общем-то, пошлое и задолго до меня тысячами людей сказанное: «Это намного красивее, чем в жизни». В том смысле, что Томск с его красотами, - они сами по себе, а фотографии в фотоальбоме, - нечто отдельное, но, по сути своей, превосходное и более достойное эстетического восхищения, нежели реальные камни, мостовые, стены, здания, кресты церквей и т.д.
*
Подразумевается, что у того же фотохудожника присутствует особый «взгляд», «эстетическое чутьё», «художественная фантазия», которые вкупе и создают из заурядных буден старинного сибирского города этот самый kind of magic. Я не отрицаю этого, более того, свято верю в то, что всё это действительно существует.
*
Однако, совсем немного, впрочем, соображая в современном фотоискусстве, я с тою же долей убеждённости утверждаю, что в большей мере всё то, что я вижу в фотоальбомах, глянцевых журналах и т.п., - это голимая технология + знание основ человеческого восприятия, то есть прикладная психология, и притом весьма грубого пошиба, что-то вроде геббельсовской пропаганды, основной смысл которой, как известно, состоял в том, что «чем более ложь неправдоподобна, тем быстрее в неё поверят люди».
*
Ещё раз, я не умаляю забот и тревог подлинных фотографов, стремящихся передать нам своё видение прекрасного, - не в фотографах дело, я совсем о другом: то, что мы сами, в большинстве своём, не в состоянии отличить «красивое» от «некрасивого», нам, оказывается, нужны «поводыри», причём не в детском возрасте, когда он действительно совсем не лишние, а уже вполне «психологически и эстетически сложившимся личностям», за которых мы себя почитаем.
*
«De gustibus non disputandum», сказано древними. Но если это так, и о вкусах не спорят, то какого чёрта мне их круглые сутки навязывают?.. Какого нормального мужчину могут прельстить силиконовая грудь и наколлагененые губы? Какого нормального мужчину может возбудить идиотская «дефилейная» походка, когда несчастные топ-модели себе чуть бедренные суставы не вывихивают на ходу?.. Почему бы не предположить, в духе американских комиксов, что где-то в мокрых и вонючих подземельях Нью-Йорка сидит мохнатый лобстеро-пауко-человек; он обладает огромными медиа-возможностями и, дико подвывая и шевеля всеми своими конечностями, приводит в действия какие-то рычаги и шестерни, которые и формируют, в конечном итоге, наши представления о «прекрасном»?.. Кто-то скажет, - бред, но неужели менее бредовы всякие там накладные ногти на женских руках, превращающие прекрасную кисть в жуткое подобие клешни?.. Я не говорю про функциональность, Бог с ней, - я говорю именно про подлинную красоту человеческой руки и про то, что с нею можно сотворить…
*
Ибо нас уже действительно подчас не волнует подлинное, но более привлекает любая искусно скроенная подделка, и, в той же мере, - извращённое подлинное. Мы ахаем и охаем над красивыми картинками, не видя того, что каждый день проходим мимо тех же самых зданий и по тем же самым улицам… Мы «играем в карманный бильярд», увидев на экране какую-нибудь там Камерон Диас, но если бы её какой-то чёрт занёс в нашу постель, нас бы вряд ли устроила эта сомнительная реальность. Для нас всё «настоящее» (в нашем смысле), - это «где-то», «не с нами», «далеко», «там красиво», «там всё иначе»:
*
только при этом условии мы будем покупать глянцевые журнальчики, DVD с Камерон Диас и CD той же старой карги Луизы Чикконе, более известной, как Мадонна. Нас надо постоянно уверять, что «там хорошо, где нас нет», - ибо это мощнейший двигатель рынка развлечений, туристического бизнеса, рынка труда. А для того, чтобы убежать в том нас было всё проще и проще, надо уничтожить наши собственные представления о «хорошо» и «плохо», «красиво» и «некрасиво», «пристойно» и «отвратительно»… Вот для этого и существуют эти самые big brothers, эти «поводыри», которые легко и непринуждённо направят наши эстетические «вкусы» в нужное им русло.
ГЦ