gvardei (gvardei) wrote,
gvardei
gvardei

Categories:

СНОВА ОБ ЭФФЕКТЕ СВЕРХРЕАЛЬНОСТИ


Эта идея то и дело возвращается ко мне в самых разных обстоятельствах. Нынче, - в вечернем промёрзшем трамвае, с глянцевым журнальчиком на коленях. А там, внутри, всякие вкусности, натюрморты с фруктами, праздничный антураж обеденных столов, бутылки с дорогущими алкогольными напитками. Сразу вспомнилось: когда у меня в руках впервые оказался фотоальбом с видами Томска, я долго восхищался, охал, ахал, и повторял, в общем-то, пошлое и задолго до меня тысячами людей сказанное: «Это намного красивее, чем в жизни». В том смысле, что Томск с его красотами, - они сами по себе, а фотографии в фотоальбоме, - нечто отдельное, но, по сути своей, превосходное и более достойное эстетического восхищения, нежели реальные камни, мостовые, стены, здания, кресты церквей и т.д.
*
Подразумевается, что у того же фотохудожника присутствует особый «взгляд», «эстетическое чутьё», «художественная фантазия», которые вкупе и создают из заурядных буден старинного сибирского города этот самый kind of magic. Я не отрицаю этого, более того, свято верю в то, что всё это действительно существует.
*
Однако, совсем немного, впрочем, соображая в современном фотоискусстве, я с тою же долей убеждённости утверждаю, что в большей мере всё то, что я вижу в фотоальбомах, глянцевых журналах и т.п., - это голимая технология + знание основ человеческого восприятия, то есть прикладная психология, и притом весьма грубого пошиба, что-то вроде геббельсовской пропаганды, основной смысл которой, как известно, состоял в том, что «чем более ложь неправдоподобна, тем быстрее в неё поверят люди».
*
Ещё раз, я не умаляю забот и тревог подлинных фотографов, стремящихся передать нам своё видение прекрасного, - не в фотографах дело, я совсем о другом: то, что мы сами, в большинстве своём, не в состоянии отличить «красивое» от «некрасивого», нам, оказывается, нужны «поводыри», причём не в детском возрасте, когда он действительно совсем не лишние, а уже вполне «психологически и эстетически сложившимся личностям», за которых мы себя почитаем.
*
«De gustibus non disputandum», сказано древними. Но если это так, и о вкусах не спорят, то какого чёрта мне их круглые сутки навязывают?.. Какого нормального мужчину могут прельстить силиконовая грудь и наколлагененые губы? Какого нормального мужчину может возбудить идиотская «дефилейная» походка, когда несчастные топ-модели себе чуть бедренные суставы не вывихивают на ходу?.. Почему бы не предположить, в духе американских комиксов, что где-то в мокрых и вонючих подземельях Нью-Йорка сидит мохнатый лобстеро-пауко-человек; он обладает огромными медиа-возможностями и, дико подвывая и шевеля всеми своими конечностями, приводит в действия какие-то рычаги и шестерни, которые и формируют, в конечном итоге, наши представления о «прекрасном»?.. Кто-то скажет, - бред, но неужели менее бредовы всякие там накладные ногти на женских руках, превращающие прекрасную кисть в жуткое подобие клешни?.. Я не говорю про функциональность, Бог с ней, - я говорю именно про подлинную красоту человеческой руки и про то, что с нею можно сотворить…
*
Ибо нас уже действительно подчас не волнует подлинное, но более привлекает любая искусно скроенная подделка, и, в той же мере, - извращённое подлинное. Мы ахаем и охаем над красивыми картинками, не видя того, что каждый день проходим мимо тех же самых зданий и по тем же самым улицам… Мы «играем в карманный бильярд», увидев на экране какую-нибудь там Камерон Диас, но если бы её какой-то чёрт занёс в нашу постель, нас бы вряд ли устроила эта сомнительная реальность. Для нас всё «настоящее» (в нашем смысле), - это «где-то», «не с нами», «далеко», «там красиво», «там всё иначе»:
*
только при этом условии мы будем покупать глянцевые журнальчики, DVD с Камерон Диас и CD той же старой карги Луизы Чикконе, более известной, как Мадонна. Нас надо постоянно уверять, что «там хорошо, где нас нет», - ибо это мощнейший двигатель рынка развлечений, туристического бизнеса, рынка труда. А для того, чтобы убежать в том нас было всё проще и проще, надо уничтожить наши собственные представления о «хорошо» и «плохо», «красиво» и «некрасиво», «пристойно» и «отвратительно»… Вот для этого и существуют эти самые big brothers, эти «поводыри», которые легко и непринуждённо направят наши эстетические «вкусы» в нужное им русло.

ГЦ
Subscribe

  • СОСТОЯНИЕ №

    На протяжении лет уже семи меня ужасно раздражает запах алкогольного перегара, исходящий от людей. И лишь чуть с меньшей силою меня раздражает в…

  • ДИАЛЕКТИКА САМОУБИЙСТВА

    История чему-то, да учит, но мне подобные уроки более напоминают чтение текста «Бардо́ Тхёдо́л» у тела усопшего. * История, кстати, учит и тому,…

  • * * *

    Все глупости мимо ушей пропустив, Сдержаться в восторженном стоне, Услышав знакомый до боли мотив: Ты так ничего и не понял. Я так ничего и не…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments

  • СОСТОЯНИЕ №

    На протяжении лет уже семи меня ужасно раздражает запах алкогольного перегара, исходящий от людей. И лишь чуть с меньшей силою меня раздражает в…

  • ДИАЛЕКТИКА САМОУБИЙСТВА

    История чему-то, да учит, но мне подобные уроки более напоминают чтение текста «Бардо́ Тхёдо́л» у тела усопшего. * История, кстати, учит и тому,…

  • * * *

    Все глупости мимо ушей пропустив, Сдержаться в восторженном стоне, Услышав знакомый до боли мотив: Ты так ничего и не понял. Я так ничего и не…