gvardei (gvardei) wrote,
gvardei
gvardei

Category:

SOUNDCRACK



И всё же забавно… Поздний вечер, в полупустой маршрутке сидит, развалившись, какой-то конь в наушниках, и слушает (это понятно и в трёх метрах от него) «самобытный русский рэп», что-нибудь вроде такого:

Юговосточная Европа - земля дает плоды веселого укропа.
Порода каждого второго огорода,
Особо в Краснодаре, где мы не раз бывали.
И нас кубанские перцы щедро взбивали.
Да и в Ростове тоже вставляет не позже.
Есть напиток - способ приготовления не сложен.
Сорвал, сложил, сварил, отжал, припил,
Подождал - и пиздец! (далее, - до бесконечности; это «Каста»)
*
Я не о том, что «русский рэп», - это плохо. Это очень плохо, но дело не в этом… Вот сидит конь, ему лет 25, в ушах у него стучит этот самый рэп; волею обстоятельств я вынужден всё это слушать, и думать странную думу.
*
Вот мальчик-попрыгайчик; мама отдаёт его в музыкальную школу по классу гитары. Он заканчивает школу и поступает в училище. Он заканчивает училище и поступает в консерваторию. И все эти годы, годы, годы он работает, работает, работает, репетирует, совершенствует класс игры, выразительность, качество звукоизвлечения, он постепенно превращается в своеобразного «небожителя», - ему подвластно то, что непостижимо тысячам и тысячам его сверстников... Он, - музыкант, его искусство сакрально, он творит удивительные вещи, и чем рафинированнее и сложнее становится то, чем он занимается, тем отстранённее он, тем меньшее число людей в состоянии понять, чем он, собственно, занят… Но отношение к нему, как к «небожителю», не меняется, - «нам это не понять, но всё равно всё это, должно быть, круто».
*
Музыкант, как жрец Аполлона, - всё то, что он делает, в лучшем случае, лишь наполовину посвящено и понятно людям, всё же остальное, - для бессмертных. Он может быть смешон, но это не отрицает какого-то странного уважения окружающих, которые понимают: человек не от мира сего, он может то, сотой доли чего не может никто из них…
*
Но вот появляются весёлые машинки, именуемые «компьютерами», а в придачу к ним, - всякие программки, достаточно примитивные в большинстве своём, которые «алгеброй гармонию поверили» и в состоянии издавать всяческие звуки и ритмы. С их помощью даже можно «сочинять музыку»… В руках у музыканта все эти приблуды, – вспомогательные инструменты, достаточно толковые помощники.
*
Но все эти проги становятся доступны и всяческому сброду, тем, которые так же далеки от музыки и гармонии, как я, – от проблем и перспектив мясо-молочного земледелия Среднего Поволжья. И вот тут происходит замечательный «прорыв», - эти существа понимают, что на музыкальном рынке для них разом создалась гигантская ниша, которую почему бы не заполнить?..
*
И вот музыканты превращаются в обыкновенных «технологов», которые в состоянии «создавать музыку», даже не понимая, ЧТО ЭТО ТАКОЕ… Происходит (моё любимое слово в последнее время) РЕСАКРАЛИЗАЦИЯ искусства, когда оно «становится доступно» любому быдлу… Насчёт «становится доступно», - это я не зря в кавычках, потому что, попросту, морда в крынку не пролезет, «царских путей в геометрии нет»… Но сам процесс обыдления творческого процесса уже неостановим. (Само по себе дико звучит, - «обыдление творческого процесса»! - но это так и есть…)
*
Потому что сакральность ушла, - но остались все её атрибуты, и это вполне устраивает потребителя. Ударные стучат, слышны какие-то синтетические звуки, кто-то там чего-то тявкает, - чем не музыка?..
*
В десятитысячный раз в нашей жизни происходит подмена сущности, - именем. Есть идея Бога, - а есть золотой крест во всё пузо. Есть Любовь, - а есть подаренная открытка с красным сердечком и смешным нарисованным медведем, отпечатанная в Словакии. Забывая сущности, мы подменяем их недостаток пёстрой ерундой атрибутики. Нет Музыки, - есть мешанина мертвых и мертвящих звуков, которые большинство по-прежнему называет «музыкой».
*
Мысль приписывают разным авторам, но в последний раз она досталась мне от Мандельштама. Суть её, - в понимании культуры, как ИСТОРИИ ПОТЕРЬ… В данный момент я вполне склонен с ней согласиться, полагая, что какие-то всплески в будущем ещё предвидимы, но сути они не изменят, - ресакрализация суть неизбежное нисхождение. Жадные египетские жрецы охраняли священное знание от толпы, - и, слава Богу, Древний Египет остался в веках… Что до нас и нашей эпохи, - что мы оставим векам?.. Чудесный альбом 2Pac «Me Against the World»?.. ну-ну..

ГЦ
Subscribe

  • ОБЩИЙ СБОР

    Я прилетел в Москву довольно поздно вечером, а уж пока добрался до Мытищ, так и вовсе было два часа ночи. Пантеон Забутов встретил меня на…

  • * * *

    Вот говорит календарь, что-де «скоро зима», А зима уже здесь, за окном. «Скоро уйду», говоришь, «с тобою тюрьма», А ушла уж давно, в году…

  • 100

    Слушая некий опус Max Richter, подумал, что пошлость применительно к музыке состоит в её предугадываемости. «Вот сейчас будет вот так, а сейчас вот…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments