gvardei (gvardei) wrote,
gvardei
gvardei

Categories:

"ОКРОПИМ СНЕЖОК... КРАСНЕНЬКИМ..."



ЭПИГРАФ:
«-Носатый!..
(из подвала выходит человек с колоссальным носом, коим шмыгает нещадно, бросает на снег огромный арбалет, поднимает руки)
-Усатый!..
(из подвала выходит мужчина с огромными усами, коими устрашающе шевелит, бросает на снег средневековую алебарду, поднимает руки)
-Полосатый!..
(из подвала выходит тигр на задних лапах, рычит и точит когти о косяк двери, бросает на снег боевой дефибриллятор, поднимает лапы)
-Хрипатый!..
(из подвала выходит человек, который очень шумно и нечисто дышит, на шее у него, - ручной работы ларингофон; он бросает на снег бластер и поднимает руки и одну ногу)
-С лопатой!..
(из подвала выходит мужчина, весь в паутине и грязи; по всей видимости, долго искал в темноте требуемую лопату, которую он и держит в руках, - тут же бросает на землю, поднимает руки)
-А теперь… Карпаты! Я сказал – Карпаты!!!
(все присутствующие с ужасом и интересом смотрят на дверь, ведущую в подвал: что-то они увидят через минуту?)
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .»

Вечор, как всегда, одним глазом (правым) поглядывал на экран TV, где РТР весь день крутил «культовый фильм всех времён и народов» «Место встречи изменить нельзя». Что сказать, великий фильм, хотя раз от раза меня всё больше раздражает Владимир Семёнович со своими ужимками и прыжками…
*
Уже немало сказано и написано про феномен «культовости», - что сие может означать? Почему один фильм, вполне качественный, талантливый, остаётся в полутени, а то и в тени, а некоему артефакту уделяется уж столько внимания, уж столько славословий и примечаний к примечаниям, что у меня, как у историка, в голове только и мелькают специальные термины касающиеся жанров средневековой литературы: «агиография… легендарий… мартиролог… пассионарий…»
*
А авторы артефакта:
поначалу приятно и очень удивлены, что их творению уделяется столь много неожиданного внимания;
потом преисполняются к самому своему творению и похвалам в его адрес невероятной желчи, проклиная тот час и день, когда им пришло в голову его «изваять»;
наконец, смиряются, и, как ветераны Наполеоновских войн, в 152.000-й раз затвержено бормочут: «Вот тут император и произнёс свои знаменитые слова: «От великого до смешного – две трубки пути… семьсот прыжков кенгуру…пятьсот плевков верблюда…»
*
Но более меня даже не то интересует, а вот этот феномен: «ФРАЗЫ ИЗ ЭТОГО ФИЛЬМА РАСТАЩИЛИ НА ЦИТАТЫ»… И действительно, есть десятка два-три фильмов советской поры, реплики из которых буквально растащили для обиходного общения… Вон, те же «митьки» во временя славы своей питерской-всесоюзной пробавлялись за счёт знаменитого и ныне почти забытого сериала «Адъютант его превосходительства» (1969) с Юрием Соломиным в главной роли. Эти вечные «Прикрути фитилёк… коптит…» «Ваше благородие, а , ваше благородие… При мальчонке-то… При мальчонке…» Или же, самое, пожалуй, расхожее, - «А это ведь это ты… Мирон… Павла убил…» (кстати, обращённые тому же Виктору Павлову, который в «Месте встречи…» произносит знаменитое «Окропим снежок… красненьким…»)
*
На первый взгляд самое странное, - бессмысленность этих цитат. Написанные на бумаге, они в принципе теряют всякий смысл… Но вот бумагу берёт в руки некий человек, читает: «Окропим снежок… красненьким…» - и вдруг разом вспоминает обстановку убогой воровской «малины», предутренний холод, вид из окна, где какой-то урод пытается завести хлебный фургон, бедного Виктора Павлова с его совиным лицом, - бандита поневоле, который потерял всё и вся, кроме своей собственной чести, которому и жить хочется, и жить нельзя… И идиот Шарапов, который бьёт себя пяткой в грудь, обязуясь «по всем инстанциям» с бывшим однополчанином пройти, прекрасно понимая, что всё, что он говорит, - абсолютная ерунда и жалкая бравада.
*
И в голове у читающего вдруг всплывает, почти неуловимо всплывает, - КАК Виктор Павлов произнёс эти три слова… И эти три слова, внешне бессмысленные, вдруг вмещают в себя столько, -СТОЛЬКО, - что становится реально страшно.
*
Потому обычно цитирующие эти (иные другие) слова из тех или иных фильмов, как могут, но обязательно пытаются копировать интонацию произнесения. Без них, без тени хотя бы, гениальных интонаций того же Павлова, - слова блекнут и снова теряют смысл: «Окропим снежок красненьким!»
*
О том и речь: слова ПОЧТИ не имеют смысла… Мы же упорно придираемся к ним, говорим: ах-ах, он сказал так-то и так-то, у меня записано… Человеческая речь на 70-80% состоит из интонационной составляющей, и тот, кто не умеет её «слышать» и «понимать», обладая прекрасным физиологическим слухом, - душевно практически глухой…
*
Вот и Высоцкий тот же, со своим не менее знаменитым: «Вор-должен-сидеть-в тюрьме!.. Я сказал». С одной стороны, это бравое утверждение советского мачо 40-х годов, фанатика МУРа и больного своей сверхзначимостью опера уголовки… С другой же, - такая слабость во всём этом слышится, такое отчаяние, такая непоправимость, такая несостоятельность, что снова становится не по себе… Нет, зря я на Высоцкого поначалу. Молодец…

ГЦ
Subscribe

  • ВЫПЕЙ ЙАДУ

    Широко известен термин «плацебо» ( лат. placebo, букв. — «буду угоден, понравлюсь») - некое псевдолекарство, скажем, сахарная пудра, принимая…

  • НЕТИ НЕТИ

    Одна из самых противоречивых и тем привлекающих к себе рефлексий недавнего времени, мне кажется, является вот эта, из книги Джона Фаулза…

  • ДОЧЬ ГЕНЕРАЛА КРУГЛОВА

    В эпоху, когда с героями ли, примерами ли для подражания весьма и весьма туго, многим приходится нелегко, ибо привычка сравнивать себя с другими,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments