gvardei (gvardei) wrote,
gvardei
gvardei

Category:

ПОЧЕМУ Я НЕ ЛЮБЛЮ АНЕКДОТЫ ПРО «ЧЁРНЫЙ КВАДРАТ»



То и дело, всегда ни к месту, мне на глаза попадаются всяческие анекдоты, связанные со знаменитым артефактом Казимира Севериновича Малевича «Чёрный квадрат». Пожалуй, самый остроумный из них, - «Из-за преступной халатности работников Эрмитажа картина Казимира Малевича "Черный квадрат" два месяца провисела вверх ногами». Однако большинство (а их действительно немало), - поделки, вроде «Малевич так и не успел дорисовать шахматную доску»… А вот это вообще забавно: «Будь Малевич догадливей - сэкономил бы тюбик черной краски. Правда, бессмертный шедевр назывался бы «Белый квадрат»… Смешно, конечно, но, вообще-то у Малевича есть «Белый квадрат», точнее, полотно, названное «Белое на белом». То есть всё-таки не так смешно.
*
Пресловутый смех вызывает, безусловно, то, что намалевать более-менее правильный квадрат на холсте под силу каждому. Так что же, дескать, столько лет восхваляется этот самый «шедевр»?.. Это нас высоколобые выскочки дурачат, дескать, ни хрена вы в искусстве не понимаете, так и помалкиваете, ваньки деревенские…
*
Ну, вообще-то говоря, одна из версий появления «Чёрного квадрата» действительно очень даже прозаическая: выставочный зал надо было чем-то заполнить, вот Малевич и соорудил этот самый квадрат, хотя, конечно, имел под рукой какую-никакую идею, названную самим художником «супрематизм». Напомню: «supremus», лат. – «высший». Разновидность геометрического авангардизма. Метод прост: комбинирование на холсте простейших геометрических элементов, к числу которых относятся квадрат (как квинтэссенцию ассоциативной бессодержательности), прямоугольник, круг, крест и нек. др. Предельная («supremus») бессмысленность плюс абсолютная мертвенность. По сути дела, супрематизм, - это предтеча конструктивизма и функционализма, породивших в двадцатом столетии целую армию уродцев и уродищ, некоторыми из которых до сих пор кто-то восхищается.
*
У «чёрного», как и у «красного» квадратов есть одна особенность: площадь белого фона («рамки») равна площади закрашенного квадрата. И уж что-что есть у «Чёрного» квадрата, так это масса интерпретаций. Сам Малевич, на волне внезапного успеха своей странной работы, запустил вдогонку одну такую: «Царственный младенец», - тем самым претендуя на то, что является автором чуть ли не изображения Христа. Нового Христа, Христа нечеловеческой эпохи, которым и стал нарождающийся век двадцатый…
*
Очевидно, что к «Чёрному квадрату» нет смысла относиться, как к произведению живописи, - это символ, sigh, omen, если хотите. Вряд ли кто-то станет оценивать художественную значимость пентаграммы или могендовида, - в них более значима смысловая составляющая: «то, что наверху, то и внизу, и наоборот» (звезда Давида), «микрокосм», или фигура человека, вписанная в правильный пятиугольник… И если рассматривать «Чёрный квадрат» именно с точки зрения смысловой, то, - какие уж там шуточки и анекдоты… Страшно становится.
*
Чёрный, - как поглощающий всё и вся, жрущий, - и не насыщающийся. Всё, всё тонет в этой черноте, без цели, без смысла, без возврата. Это даже не смерть, потому что большинство людей так ли, иначе надеются на посмертное существование в любой представимой форме. В смерти, к тому же, есть смысл, а в этом ненасытном поглощении, - нет никакого смысла; чёрное – это изнанка смерти, но вовсе не жизнь. Вот и сама форма чёрного, - квадрат, фигура, созданная человеком, ибо природа не знает прямых линий и прямых углов. Только человек сумел создать, (разумеется, в своих интересах), подобную тварь, - шедевр, - олицетворение беспомощности и несвободы. Нарисуйте себя, маленького, на листке бумаги, - а после начертите вокруг своей фигурки замкнутый квадрат, - вот и в петлю пора.
*
Мне попалась на глаза рецензия А. Бенуа, посвящённая «Чёрному квадрату». Вот отрывок из неё: «Чёрный квадрат в белом окладе, - это не простая штука, не простой вызов, а один из актов самоутверждения того начала, которое имеет своим именем «мерзость запустения» и которое кончится тем, что оно через гордыню, через заносчивость, через попрание всего любовного и нежного приведёт всех к гибели…» Я абсолютно согласен с этим суждением: в каком-то смысле, Малевич стал «глашатаем» той самой бездуховности и массового садизма, выражениями которыми стали две мировые войны, – да только ли! – нынешнее состояние европейской цивилизации чем не чёрный квадрат? – чёрный квадрат, в котором не разглядеть, ни расслышать ни смысла, ни утверждения, ни отрицания, а лишь, - ватная тишина изнанки смерти, которая вовсе не жизнь.
*
Так что «Чёрный квадрат», как символ, будет почище перевёрнутой пентаграммы, которая, как известно, является знаком сатаны. В сатанизме есть хотя бы вся эта вполне человеческая мерзость: потакание желаниям, похотливость, властность, стремление манипулировать, - но даже это всё поглощается «чёрным квадратом» и превращается в nihil...
*
Вот поэтому, должно быть, меня как-то совсем не смешат анекдоты, посвящённые Казимиру Севериновичу и его странному созданию…

ГЦ
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • ПОТОК СОЗНАНИЯ ВОССТАВ ОТО СНА

    Закрой глаза, поверни взор внутрь, Там увидишь то, что тебе желанно. Надеюсь, это будет не шуба из нутрий, Тем более, не панированное филе…

  • ПОТОК СОЗНАНИЯ НА СОН ГРЯДУЩИЙ

    Побрился на́ ночь, лицо умасти́л Меновази́ном, чтобы пахло больницей. Левоментол, новокаин, анестезол, ацетил и иной бутил. Интересно, что на фоне…

  • * * *

    В безбожный век прослыть безбожником не странно. Вот стало бы безбожие возбранно, Тогда б я посмотрел. И то смешно, как некто с возбужденьем…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 14 comments

Recent Posts from This Journal

  • ПОТОК СОЗНАНИЯ ВОССТАВ ОТО СНА

    Закрой глаза, поверни взор внутрь, Там увидишь то, что тебе желанно. Надеюсь, это будет не шуба из нутрий, Тем более, не панированное филе…

  • ПОТОК СОЗНАНИЯ НА СОН ГРЯДУЩИЙ

    Побрился на́ ночь, лицо умасти́л Меновази́ном, чтобы пахло больницей. Левоментол, новокаин, анестезол, ацетил и иной бутил. Интересно, что на фоне…

  • * * *

    В безбожный век прослыть безбожником не странно. Вот стало бы безбожие возбранно, Тогда б я посмотрел. И то смешно, как некто с возбужденьем…