gvardei (gvardei) wrote,
gvardei
gvardei

I HAVE BEEN CUT OFF



«-Дочери мои милые, дочери мои хорошие, дочери мои
пригожие, еду я по своим купецким делам за тридевять земель, в
тридевятое царство, тридесятое государство, и мало ли, много ли
времени проезжу - не ведаю, и коли вы будете жить без меня честно и
смирно, то привезу вам такие гостинцы, каких вы сами захотите,
и даю я вам сроку думать на три дня, и тогда вы мне скажете,
каких гостинцев вам хочется.
-А ничего нам не надобно, батюшка!
-Ну, и не поеду я тогда никуда…»

(Роман Виндерман, в изложении по памяти)


Ну вот же именно так: от всех историй, - читаем ли мы их, слушаем ли, смотрим на киноэкране, - мы ожидаем некоего финала. Американцы предвкушают happy end, русские – очищение через трагедию, сиречь катарсис… (хотя, чего греха таить? – и хэппи-эндом не брезгуем порой…) Искусство в том смысле абсолютно искусственно, что человек терпеть не может незавершённости сюжета. Реальная жизнь только то и делает, что некими злодейскими ножницами обрезает все наши amazing stories: нам остаётся лишь 2/3 «отснятого материала» и глупейшее ощущение, что нас в очередной раз обули в хрустальные башмачки 47-го размера.
*
Причём даже знаменитое «они жили долго и счастливо и умерли в один день» не стоит воспринимать как «прекрасное окончание», - Бог мой, чего же тут прекрасного?... И где тут финал, как таковой?.. Или же, наши turtle doves* от своего счастья настолько устали, что, однажды с утра, позёвывая, глядя друг на друга, почти одновременно промолвили: «Слушай, а, может, прикроем в конце концов эту лавочку?.. Сил уже никаких нет, насколько мы счастливы…»
*
Ну, так вот. Пресловутое искусство и предоставляет нам славную возможность того, что в реальной жизни нам не дано: совершенно спокойно и нетрепетно «прикрыть лавочку». «Обнулить», «закуклить», «коллапсировать», привести сюжет к Великому Ничто.
*
Если же затрепыхаться и вдруг решительно потребовать от искусства «жизненности», то, стоит признать, - результаты будут весьма забавными… Вот, нынче валялся на диване и гладил по часовой стрелке чрево своё, левым глазом наблюдая на экране телевизора старенького «Скалолаза» со Слаем Сталлоне в главной роли… Вот злодеи уже потеряли 100 миллионов долларов, уместившихся в трёх чемоданах, вот их самолётик рухнул в горах, вот они вызывают по радио спасателей… Слай, тем временем, обиженный на весь белый свет, уезжает от своей любимой женщины-горноспасательницы… Та же в последний момент что есть сил уговаривает его участвовать в спасательной экспедиции (злодеев вызволять из горного плена). Вот уговорит, - и начнётся основной событийный кусок фильма, с мордобоем и стрельбой.
*
А если не уговорит?.. Скажет ей разочарованный и злой Слай: «А пошла бы ты куда подальше, снежная человечица! Я ж тебя любил всей душой, а ты ко мне вона как, - всем задом!» Сядет в свой джип, и укатит. Коли он, - главный герой, так и кино на этом должно закончиться. Здорово, чёрт возьми, - короткометражный художественный фильм «Cliffhanger», минут 20 получится… Уедет Сталлоне, только задницей джипа вильнёт, и всё, - абсолютно всё бессмысленно и нелепо: какие-то злодеи в горных снегах, три чемодана с долларами, подруга его пришибленная… Вот это я понимаю, вот это АБСОЛЮТНО РЕАЛИСТИЧНО, ибо только так всё и происходит в реальной жизни…
*
Так постепенно и перелицуем все знаменитые сюжеты, для вящей их жизненности и убедительности… Принц Гамлет шарахается всю ночь в окрестностях замка Эльсинор, но так и не встречается с тенью своего покойного отца, - аплодисменты, занавес, – тема исчерпана!.. Король Лир делит свои владения между дочерьми, - те вполне довольны, благодарят и целуют папу в лысину, - аплодисменты, занавес, - чего больше?.. Грэй, прознав в Каперне про встреченную им в лесу Ассоль, делает благое дело, оплачивает (за счёт покупки алых парусов) её госпитализацию и пожизненное пребывание в психиатрической клинике, - слёзы умиления, аплодисменты, занавес… Ошеломлённый Веничка, минуя каким-то образом Курский вокзал, выходит на Красную площадь и занимает очередь в Мавзолей В.И. Ленина… Ну, и так далее, и тому подобное, - несть фантазии пределов.
*
Кстати, удивительнее всего, что ряд очень известных книг истории русской словесности незакончены, - и именно это во многом определило их известность. Ну, скажем, «Евгений Онегин», «Мёртвые Души», «Мастер и Маргарита»… Должно быть, и это моё эссе следует внезапно и бестолково прервать, - а чем чёрт не шутит, может, и я вой…


(не закончено)


* «Черепаховые голуби»; ну, вечно эти англичане что-то выдумают… Вообще-то, речь идёт о горлинках…
Subscribe

  • (no subject)

    • Куртуа́зия • гря́зька для волос • 100% trashback на все покупки • японцы начали затягивать ха́йку • кобели́ск • использую своё право ве́ток • с…

  • (no subject)

    • рецидеви́ца • Добро пожаловать в Страну Победившего Солипсизма. Пересекая границу, будьте готовы к тому, что мы – плод вашего воображения, но и вы…

  • (no subject)

    • У него не лоб, - лобстер! • крутится, как муж на сковородке • посмотрел на меня с уку́ром • Един аз не παιδερασ • Да нет же, всё было совсем…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments