Пару тысяч лет назад в районе Александрии Египетской обосновалась еврейская секта, возможно, отводок от ессеев, именовавшаяся «терапевтами». О них осталось очень мало свидетельств, что уж там, одно-единственное, но что обратило на себя моё внимание, так вот это: «Терапевты – еврейская община лекарей, пробующих новые методы лечения, в том числе и звуком (голосом)» (А. Ковалёв, «Гностические этюды»).
*
Первое движение после прочтения этого – представить, как нынче же я прихожу в кабинет к терапевту, он же начинает лечить меня голосом. Аааааа. Ууууууу. Ооооооо. Авалокишетвара. Нектономикон. Жил человек в земле Уц.
*
Повеселившись подобным образом, я решительно посерьёзнел, вспоминая, какое потрясение я испытывал не раз и не два в своей жизни в результате воздействия на меня тех или иных звуков, мелодий, звучания человеческих голосов, тех или иных музыкальных инструментов. Порой они приводили меня чуть ли не в невменяемое состояние, скажем, воскресная литургия в Троицкой Лавре, где фрески на сводах храма вдруг стали представляться мне самыми настоящими голографическими образами. А источником такого воздействия был всего лишь мужской хор.
*
Подумалось: а почему когда-то существовавшая традиция «лечения звуком (голосом)» не получила никакого развития, став всего лишь методом эмоционального воздействия на слушателей в среде музыкантов и звукооператоров?
*
Нет, конечно, существует мильён поделок, которые обозначены как-нибудь вроде «Целительные звуки», «Врачующие мелодии» или что-то из того же сундука. Но как-то не верится в то, что это действительно то самое, заявленное.
*
Просто я решительно уверен в том, что звук действительно в состоянии изменить эмоциональный фон человека, сам тому подвержен, - ну, а коли так, снова представляется, как пациенту прописывается прослушивание три раза в день некоей аудиомикстуры. Через неделю коррекция, и так вплоть до решительного улучшения, а то и выздоровления.
*
Или же так: изучение особенностей слуха и эмоциональной конституции человека позволяет подобрать такой спектр звука, с тончайшими обертонами и иными особенностями, который будет восприниматься именно этим человеком как нечто совершенное и крайне притягательное. Такая вот смоделированная песня сирен.
*
Впрочем, что мои фантазии. Вопрос остаётся открытым: почему традиция не получила развития? Ввиду неперспективности, в чём я сомневаюсь? Тогда как же?