
С известной поры в моём разговорном обиходе стало всё чаще звучать слово «обесценивание» - разумеется, применительно к социальным практикам, а не о, скажем, денежной инфляции.
*
«Не обесценивайте», «сознательно обесцениваю», «невольно обесценивается» и т.п.
*
Слово, безусловно, несёт негативную коннотацию. Есть нечто ценное – привязанность, любовь, дружба, долг – приходит Условный Злодей и начинает «обесценивать». В результате Носитель Ценности резонно возмущается: «Не обесценивай».
*
Условного Злодея можно также с полным правом назвать «циником», а сам феномен «обесценивания» - классическим цинизмом. Разрушением основ. Ниспровержением авторитетов. Поруганием святынь.
*
Другое дело – а основы прочные? А авторитеты – не тухлые? А святыни – не тряпочные?
*
Знаменитая цитата из Послания Св. Ап. Павла к Галатам: «Не льститеся: Бог поругаем не бывает. Еже бо аще сеет человек, тожде и пожнет». (Гал. 6:7) Разумеется, речь идёт о Боге Истинном, не тряпочном. Но вот убеждённость в этом не может не пройти испытаний, неминуем хотя бы один пробный камень, который расставит всё по своим местам.
*
Иной раз этот пробный камень весьма своеобычен: читал, было, что в одной из школ дзэн бытует тема для медитации, утверждающая, что Будды никогда не существовало. Метода проста: только через отрицание Будды можно прийти к его осознанию.
*
Для душ простых и васедовольных всё это кажется сотрясанием возду́хов, но тут уж ничем им помочь на смогу.
*
Т.о. «обесценивание» и есть необходимая процедура для подтверждения подлинности чего бы то ни было, включая и ценности морально-этического содержания. Покуражьтесь, попляшите на костях, поиздевайтесь вдосталь, - уж коли удержалось, уж коли живо, знать, настоящее. А ненастоящего и не жалко.
*
Процедура неприятная, что уж там; а когда было приятно иметь дело с advocatus diaboli? Он своё дело знает туго. И в состоянии сокрушить многие знатные святыни, господствующие нынче, - только, разумеется, не делает этого, потому что он-то их и сделал таковыми.
*
Следует оговориться, что есть категории людей, с которыми в игры по «обесцениванию» играть нельзя. Это те, которые и так держатся из последних сил, и шаткие основания – единственное, что у них есть. Таким глаза не открыть, а только лишь, напротив, преждевременно закроешь.
*
С другой стороны, туповатый обыватель, когда-то затвердивший инструкцию «Как жить», - с ним тоже особо не порезвишься. Это такие, из разряда «Гагарин в космосе был, а бога не видел». Смех в зале, аплодисменты.
*
Есть лишь сравнительно невеликий спектр человеческих душ, которым подобное «обесценивание» лишь на пользу, - хотя не без риска, разумеется. Всё зависит от искусства «обесценивателя». А всё его искусство базируется на весьма неприятной особенности нашего жития-бытия: трещины и пороки есть у любого камня, надо только знать, под каким углом поднести рубило и с какой силой ударить.
*
Слава Богу, такого уровня мастеров очень немного.
*
Ну, а сама традиция «обесценивания» безумно древняя – вспомните хотя бы тех же шутов при королевских дворах. Им по должности было положено превращать величие – в ничтожество, целомудрие – в объект осмеяния, доблесть – в детские игры, честь – в тупую упёртость.
*
За неимением средств шута не нанимаю, пытаюсь управляться сам. Из падших основ, авторитетов и святынь набиваю чучела. Уже не знаю, куда их девать.