
Когда-то, уже довольно давно, я вдруг обнаружил, что я – холи́ст. Слово так себе, тем более, корень его пребывает в слове ὁλοκαύστος – холокост, всесожжение. С другой стороны, тут же и голография - ὅλος (всё) + γράφω (рисую, записываю).
Так или иначе, выходит, что я – холист, то есть человек, полагающий, что целое (ὅλος) больше, чем сумма его составных частей.
Автомобильные детали важны, но, сложенные в углу, не имеют идеи. Только лишь идея способна объединить их во что-то эдакое, что возьмёт и поедет. С человеком ещё сложнее: собери части человеческого тела и назови это человеком - увы, только идея в состоянии одухотворить и оживить сию дурновидную коллекцию.
Из ключевой идеи холизма следует и очевидный вывод: всё, что происходит, происходит не с изолированными друг от друга феноменами, а с элементами системы. То есть не с частным, а с целым. Любое действие любого человека приводит к изменению системы.
Столь жёсткий детерминизм, естественно, пугает. Человек не в состоянии отвечать за динамику и работоспособность системы, именуемой «мироздание». Он понятия не имеет, что будет, если он… ммм… вырвет из палисадника штакетину и, погнавшись за собакой, пару раз ударит её по хребту. Возможно, это приведёт к самым благоприятным последствиям, например, торжеству демократии западного извода в Афганистане. По крайней мере, человеку так хотелось бы думать, в ином случае он вряд ли бы так усердствовал.
Но неисповедимы пути Господни, - и каждый из более-менее соображающих давно усвоил для себя эту нехитрую истину.
Нелегко, ой, нелегко живётся холисту на белом свете… Во-первых, ему стоит похерить идиотскую идею об уникальности себя, как личности, поскольку он – всего лишь эманация, отражение, блик целого, - не будем же мы восторгаться уникальности увиденного в зеркале собственного отражения.
Во-вторых, уже упомянутая ответственность за любой из своих поступков – штука невыносимая, ибо игра, как уже сказано, идёт в тёмную. «Нам не дано предугадать, как слово наше отзовётся…».
«…И нам сочувствие дается, как нам дается благодать...» Только и остаётся, что ожидать сочувствия: «ну, да, кто ж знал, что так получится». Мы не шахматисты, которые могут просчитывать на десятки ходов вперёд – нам бы один-два рассчитать, и именно эти «один-два» мы называем «благом».
И в-третьих. Мы можем научиться рассчитывать на десятки ходов вперёд, но мы не можем предполагать появления феномена эмерджентности – когда, скажем, в результате слияния двух рядовых факторов образуется некий «побочный», но которого уж никто и никак не ожидал. Что-то вроде «бинарного газа» - два баллона с безобидными веществами при смешивании оных дают мощное ОВ.
Милейший художник Борисов-Мусатов в возрасте трёх лет повредил позвоночник, отчего стал горбуном и прожил всего 35 лет. Как связаны травма и последующий художественный взлёт Виктора Эльпидифоровича? Кто-то в состоянии ответить на этот вопрос? Одни скажут: никакой связи. Это дорогие наши редукционисты. А холист просто-таки обязан сказать: связь существует, но она невычислима и невоспроизводима повторно.
То и беда. В тёмном помещении бродят редукционист и холист. Первый напялил на свои глаза повязку, чтобы не видеть два раза: в темноте и под повязкой. Второй вглядывается в непроглядные внешние чернила и, по чести молвить, тоже мало что зрит. Одно достоинство: от предложенной повязки он решительно отказывается.